Вариативность канона макамы в позднем средневековье («Законоведная макама ал-‘Аббāса», XVI в.)
Аннотация
В данной статье автор характеризует роль макамного канона в позднем средневековье и его связь с задачами традиционной арабской назидательной литературы на примере творчества ал-‘Аббāса (XVI в.), сборник макам которого содержится в двух схожих между собой до сих пор неизученных рукописях (В 66, ИВР РАН и N. F. 66, Австрийская национальная библиотека). Сравнение «Законоведной макамы» ал-‘Аббāса («ал-Ма╗āма ал-фи╗хиййа») с «Законоведной макамой» ал-║ар╖р╖ (XI в.) («ал-Ма╗āма ал-фар╓иййа»), сюжет которых, несмотря на вариации и некоторое расхождение в деталях, внешне совпадает, показывает, как в зависимости от требований времени, личных вкусов и широты взглядов автора менялось наполнение макамного жанра. Центральное место в сюжете занимает решение героем парадоксального юридического казуса, изложенного в стихотворной форме. Композиционная структура обеих макам также одинакова, особенно это заметно в начале сопоставляемых текстов. Оба автора превозносят остроумие и красноречие, умение решить сложный вопрос экспромтом, — то есть качества, относящиеся к традиционным для арабской культуры ценностям, но ал-‘Аббāс ставит перед собой иные задачи, нежели ал-║ар╖р╖, поэтому во внешне схожих сюжетах мы находим разныхпо характеру главных героев — один остроумный артист (ал-║ар╖р╖), другой — морализатор-факих (ал-‘Аббāс).
Ключевые слова:
ИВР РАН, рукопись, арабская литература, макамы, ал-‘Аббāс, ал-║ар╖р╖, XVI век
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.