Мотив обманной свадьбы в средневековых арабских макамах
Аннотация
Сборники арабских макам, особенно те, что были составлены в период позднего средневековья, в большинстве своем мало изучены отечественной и зарубежной арабистикой. Введение в научный оборот неисследованных ранее текстов макам позволяет рассматривать эволюцию макамного жанра как типологическое явление с более объективных позиций. В результате подобных изысканий было выяснено, что несколько произведений, по времени написания значительно отдаленных друг от друга, имеют в своей сюжетной основе схожий мотив. Как показано в статье, существует разная трактовка этого мотива в произведениях жанра макамы, что, вероятно, отражает соответствующие изменения в арабской назидательной литературе и литературном каноне, с которыми макама неразрывно связана. В статье проводится сравнительный анализ трех произведений из жанра макамы и теневого театра, принадлежащих перу ал-╞ар╖р╖ (XI в.), ал-Мау╘ил╖ (XIII в.) и ал-‘Аббāса (XVI в.), но при этом имеющих в своей сюжетной основе вариацию редкого для изысканной художественной прозы мотива — обманную свадьбу. Особенностью анализа является не предпринимавшееся прежде в отечественной арабистике проведение параллелей между позднесредневековой макамой и теневым театром. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова:
Арабская литература, макамы, ал-╞ар╖р╖, ал-Мау╘ил╖, ал-‘Аббāс
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.