Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине

Авторы

  • Игорь Юрьевич Котин Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН https://orcid.org/0000-0001-5751-7703

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.111

Аннотация

В статье анализируется дискуссия о реформе сикхского календаря Нанакшахи (разработан в 1998 г., принят в 2003 г., реформирован в 2010 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе сикхских учения и общины. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (сикхов), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргуна) форме. Традиция живых гуру длилась в сикхизме до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма. Наряду с сельскохозяйственными и новогодними праздниками Северной Индии (Вайшакхи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, и прежде всего — даты (гурпурб) рождения (джаянти), смерти (джотиджот), принятия миссии сикхских гуру (гургадди), стали основными сикхскими праздниками. Стремясь акцентировать особенность сикхов и их отличие от индусов, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский солнечный календарь, отличающийся от североиндийского лунного и сходный с тропическим григорианским. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов и к разногласиям среди рядовых сикхов по поводу даты празднования того или иного священного дня. Официально новый календарь Нанакшахи принят в 2003 г., но часть сикхов ему не следует. При этом новый календарь, разработанный в 1998 г., подвергся в 2010 г. реформированию. Соответственно, сикхи отмечают гурпурб в разное время. Нужно отметить, что даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечаются по старому североиндийскому календарю Викрам (Бикрами-самат). Календарь, призванный объединить сикхов, лишь способствовал их разобщению.

Ключевые слова:

Сикхизм, сикхская идентичность, гуру Нанак, Арджун Дев, Гобинд Сингх, Пал Сингх Пуревал

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001. 494 p.

Бельский А. Г., Фридман Д. Е. Сикхи и индусы. Религия. Политика. Терроризм. М.: Наука, 1992.

Серебряков И. Д. О литературном наследии Нанака (опыт характеристики) // Ашрафян К. З., Комаров Э. Н. (отв. ред.) Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М.: Наука, 1972. С. 57–75.

Барахмах (Перевод И. Д. Серебрякова из текста «Грантх Сахиб». С. 1107–1109. Нумерация всех изданий идентичная). Приложение к статье: Серебряков И. С. О литературном наследии Нанака (опыт характеристики) // Ашрафян К. З., Комаров Э. Н. (отв. ред.) Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М.: Наука, 1972. С. 75–80.

Захарьин Б. А., Хохлова Л. В. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV — первой половине ХIХ в. // Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 35–42.

Селешников С. И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977. 224 с.

Purewal P. S. Gurbani and Nanakshahi Calendar. URL: http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf (дата обращения: 08.09.2022).

Mitra S. Walking with the Gurus. Historical gurdwaras of Punjab. New Delhi: Good Earth Publications and Patiala Heritage Society, 2004. 228 p.

Загрузки

Опубликован

21.09.2024

Как цитировать

Котин, И. Ю. (2024). Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(1), 181–195. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.111

Выпуск

Раздел

История и источниковедение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)