Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.111Аннотация
В статье анализируется дискуссия о реформе сикхского календаря Нанакшахи (разработан в 1998 г., принят в 2003 г., реформирован в 2010 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе сикхских учения и общины. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (сикхов), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргуна) форме. Традиция живых гуру длилась в сикхизме до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма. Наряду с сельскохозяйственными и новогодними праздниками Северной Индии (Вайшакхи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, и прежде всего — даты (гурпурб) рождения (джаянти), смерти (джотиджот), принятия миссии сикхских гуру (гургадди), стали основными сикхскими праздниками. Стремясь акцентировать особенность сикхов и их отличие от индусов, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский солнечный календарь, отличающийся от североиндийского лунного и сходный с тропическим григорианским. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов и к разногласиям среди рядовых сикхов по поводу даты празднования того или иного священного дня. Официально новый календарь Нанакшахи принят в 2003 г., но часть сикхов ему не следует. При этом новый календарь, разработанный в 1998 г., подвергся в 2010 г. реформированию. Соответственно, сикхи отмечают гурпурб в разное время. Нужно отметить, что даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечаются по старому североиндийскому календарю Викрам (Бикрами-самат). Календарь, призванный объединить сикхов, лишь способствовал их разобщению.
Ключевые слова:
Сикхизм, сикхская идентичность, гуру Нанак, Арджун Дев, Гобинд Сингх, Пал Сингх Пуревал
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.