Художественные особенности китайской сетературы на примере веб-романа Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» (2016)

Авторы

  • Александр Владимирович Игнатенко Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Аннотация

В настоящей работе рассматривается художественное своеобразие китайской сетевой литературы и ее языковые особенности на примере новеллизированного цикла современной онлайн-романистки Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» (墨香铜臭, 魔道祖师, Модао цзуши, 2016). Исследование носит междисциплинарный характер, фокус внимания обращен в первую очередь на структурные особенности поэтики, принципы художественного миромоделирования и взаимодействующие элементы различных уровней (жанровые, стилистические, идейные, тематические, образные, композиционные и т.д.), а также на некоторые языковые особенности, связанные с идиостилем писательницы. Текст произведения анализируется не только в его внешнем, формальном, но и внутреннем, содержательном аспектах, приводится системное описание разноструктурных элементов. Отдельно рассматриваются жанровая принадлежность и жанровые разновидности произведения, ставится вопрос о его полижанровой специфике и одновременном включении различных жанровых признаков таких форм как роман, веб-новелла, фантастическое повествование, сказка, сянься и т.д. Утверждается и выдвигается гипотеза, что эти признаки и их элементы скорее выступают не жанром, а локальным текстуальным эффектом, который может носить точечно-эпизодический характер и/или становиться доминантным признаком веб-произведения. Приводится анализ интермедиальных и интертекстуальных средств и особенностей. Доказывается постоянное обращение автора к экфрастическому приему в писательской практике при синтетической передаче музыкальной образности, а также к интеграции ресурсов и материалов классической китайской литературы в качестве интертекстуального средства выразительности художественной словесности.

Ключевые слова:

Мосян Тунсю, сетература, китайская литература, веб-роман, веб-новелла, уся, сянься, Магистр дьявольского культа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Замятин Е. И. Мы: текст и материалы к творческой истории романа. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. 608 с.

周志雄. 网络文学的兴起——中国网络文学发展文献史料辑. 北京:人民出版社,2014. 327页. [Чжоу Чжисюн. Расцвет онлайн-литературы. Сборник исторических материалов о развитии китайской онлайн-литературы // Ванло вэньсюэ дэ синци – Чжунго ванло вэньсюэ фачжань вэньсян шиляо цзи. 2014. Пекин: Народное изд-во. 327 с.]. (На кит. яз.)

51-й «Статистический отчет о состоянии развития китайской интернет-сети» (第51次《中国互联网络发展状况统计报告》). URL: https://cit.buct.edu.cn/2023/0306/c7775a176286/page.htm (дата обращения: 11.06.2023).

Игнатенко А. В. Особенности становления и перспективы развития сетевой литературы в Китае // Сборник статей I международной научно-практической конференции. 2019. С. 172–174.

Ван Чжэ. Дай Сяофэн. Трансмедийное повествование в китайском литературном сетевом дискурсе (онлайн-роман «Основатель пути дьявола») // Научный диалог. 2022. Т. 11. №2. С. 182–197. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-182-197

Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010. 192 с.

Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 904 с.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.

Митькина Е. И. Журнал «Мир детектива» и его роль в становлении китайского детектива // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2023. Т. 14, №4. С. 742–754. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.412

墨香铜臭. 魔道祖师. [Мосянь Тунсю. Магистр дьявольского культа]. URL: https://b.guidaye.com/wangluo/8523/ (дата обращения: 22.07.2023).

Мосян Тунсю. Магистр дьявольского культа / пер. с кит. М. Кулишова. М.: Истари Комикс, 2022. Т.1–4.

Игнатенко А. В. Особенности парентетических конструкций в романе Мо Яня «Устал рождаться и умирать» (2005) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, №4. С. 115–126. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-4-115-126

Даоские каноны. Философская проза. Книга 1. Ле-цзы. Гуань Инь-цзы. Лю Имин. Плач о пути. / в переводе В.В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. – 358 с.

Козлова Л. А., Кремнева А. В. Лингвоживописная техника письма и ее роль в создании образа художника // Russian Journal of Linguistics. 2022. Т. 26. №3. C. 721–743. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30060

Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. [Дженкинс Х. Культура конвергенции: где сталкиваются старые и новые медиа]. NYU Press, 2008. 318 p.

Игнатенко А. В. Экфрастическая репрезентация произведений живописи в чеховской прозе // Новый филологический вестник. 2019. Т. 50, № 3. С. 160–170.

Игнатенко А. В. Особенности языковой игры в прозе Лю Чжэньюня на примере романа «Я не Пань Цзиньлянь» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14, №3. С. 507–523. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.308

Сунь Ю., Калинин О.И., Игнатенко А.В. Использование индексов метафоричности для анализа речевого воздействия метафоры в текстах публичных выступлений политиков // Russian Journal of Linguistics. 2021. Т. 25, № 1. C. 250–277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277

Загрузки

Опубликован

13.01.2024

Как цитировать

Игнатенко, А. В. (2024). Художественные особенности китайской сетературы на примере веб-романа Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа» (2016). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(1). извлечено от https://aasjournal.spbu.ru/article/view/17789