Индонезия, ислам и литература: феномен популярности састра ислами
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.210Аннотация
Научная новизна исследования определяется актуальностью ислама в современной культуре Индонезии. Впервые в отечественном востоковедении совершена попытка определить специфику той совокупности художественных текстов, которую сами индонезийцы называют мусульманской (досл. «исламской») литературой састра ислами, востребованной на индонезийском книжном рынке уже около двух десятков лет. Спрос на эту литературу обеспечивает мусульманская «соблюдающая» общественность Индонезии, что весьма легко объяснимо долгим периодом нивелирования роли ислама в общественно-политической жизни страны. После падения режима Сухарто (с 1998 г.) ислам из маргинализованного явления постепенно становится мейнстримом, вытесняя либеральный профеминистский кластер литературы састра ванги, расцвет популярности которого пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х гг. На волне укрепления религиозного дискурса появляются авторы, произведения которых помогают самоидентификации некоторой части индонезийской молодежи (в особенности это заметно по женской аудитории) через мусульманский метанарратив. Феномен састра ислами носит массовый характер, а ее коммерческий успех подтверждается не только тиражами многочисленных переизданий, но и кассовыми экранизациями. Основными материалами для данного исследования послужили два романа популярного индонезийского писателя Хабибуррахмана Эль Ширази, известного также как Абик (Kang Abik) — «Аяты любви» (2004) и «Земля любви» (2005), в качестве дополнительного источника привлекается роман «Гибель корабля “Ван дер Вейк”» (1938) Хаджи Абдуллы Малика Карима Амруллы, известного также как Хамка (аббревиатура полного имени). Романы этих авторов — уже ставшие новой классикой примеры мусульманской модификации просветительской массовой литературы. Это увлекательные сюжеты об индонезийцах, в которых положительные герои, идущие по пути ислама, получают вознаграждение, а неправедные — наказание. Герои романов постоянно обращаются за наставлением к Корану и хадисам, что способствует популяризации священных текстов у широкого читателя. Благодаря экранизациям подобных произведений идет прозелитическая деятельность — привлечение новой аудитории и вовлечение ее в мир ислама. Исследование завершается выводом, что састра ислами одновременно феномен поп-культуры и элемент культурной идентичности современных индонезийцев, так как принцип литературы адаба «развлекая, поучать» пришел еще во времена проникновения ислама в мир Нусантары через переложения исходных арабских и персидских памятников.
Ключевые слова:
индонезийская литература, мусульманская литература, массовая литература, састра ислами
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.