Индонезия, ислам и литература: феномен популярности састра ислами

Авторы

  • Марина Владимировна Фролова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0001-9120-4671

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.210

Аннотация

Научная новизна исследования определяется актуальностью ислама в современной культуре Индонезии. Впервые в отечественном востоковедении совершена попытка определить специфику той совокупности художественных текстов, которую сами индонезийцы называют мусульманской (досл. «исламской») литературой састра ислами, востребованной на индонезийском книжном рынке уже около двух десятков лет. Спрос на эту литературу обеспечивает мусульманская «соблюдающая» общественность Индонезии, что весьма легко объяснимо долгим периодом нивелирования роли ислама в общественно-политической жизни страны. После падения режима Сухарто (с 1998 г.) ислам из маргинализованного явления постепенно становится мейнстримом, вытесняя либеральный профеминистский кластер литературы састра ванги, расцвет популярности которого пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х гг. На волне укрепления религиозного дискурса появляются авторы, произведения которых помогают самоидентификации некоторой части индонезийской молодежи (в особенности это заметно по женской аудитории) через мусульманский метанарратив. Феномен састра ислами носит массовый характер, а ее коммерческий успех подтверждается не только тиражами многочисленных переизданий, но и кассовыми экранизациями. Основными материалами для данного исследования послужили два романа популярного индонезийского писателя Хабибуррахмана Эль Ширази, известного также как Абик (Kang Abik) — «Аяты любви» (2004) и «Земля любви» (2005), в качестве дополнительного источника привлекается роман «Гибель корабля “Ван дер Вейк”» (1938) Хаджи Абдуллы Малика Карима Амруллы, известного также как Хамка (аббревиатура полного имени). Романы этих авторов — уже ставшие новой классикой примеры мусульманской модификации просветительской массовой литературы. Это увлекательные сюжеты об индонезийцах, в которых положительные герои, идущие по пути ислама, получают вознаграждение, а неправедные — наказание. Герои романов постоянно обращаются за наставлением к Корану и хадисам, что способствует популяризации священных текстов у широкого читателя. Благодаря экранизациям подобных произведений идет прозелитическая деятельность — привлечение новой аудитории и вовлечение ее в мир ислама. Исследование завершается выводом, что састра ислами одновременно феномен поп-культуры и элемент культурной идентичности современных индонезийцев, так как принцип литературы адаба «развлекая, поучать» пришел еще во времена проникновения ислама в мир Нусантары через переложения исходных арабских и персидских памятников. 

Ключевые слова:

индонезийская литература, мусульманская литература, массовая литература, састра ислами

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Bahtiar A., Waluyo H., Suwandi S., Setiawan B. Modern Indonesian Literature with Islamic Perspective // Proceedings of the Third International Seminar on Recent Language, Literature, and Local Culture Studies, BASA, 20–21 September 2019, Surakarta, Central Java, Indonesia. URL: https://eudl.eu/doi/10.4108/eai.20-9-2019.2296714 (дата обращения: 05.02.2024).

Парникель Б. Б. Введение в литературную историю Нусантары IX–XIX вв. М.: Наука — Восточная литература, 1980. 244 с.

Geertz C. A. The Religion of Java. London: Free Press of Glencoe, 1960. 392 p.

Сикорский В. В. О литературе и культуре Индонезии. М.: Экон-Информ, 2014. 496 с.

Mulyono. Apresiasi Sastra islami di Indonesia // LiNGUA: Jurnal Ilmu Bahasa dan Sastra. 2008. Vol. 3. No. 2. P. 23–35. URL: (дата обращения: 05.02.2024). (На индонез. яз.)

Dr. Hamka. Tenggelamnya Kapal van der Wijk. Bukittinggi-Djakarta: Penerbit N. V. Nusantara, 1961. 212 p. (На индонез. яз.)

Банит С. В. Современная женская литература в Индонезии: кризис или прорыв // Проблемы литератур Дальнего Востока: мат-лы IV Междунар. науч. конф., 29 июня — 2 июля 2010 г. В 3 т. Т. 3 / отв. ред. Е. А. Серебряков, Чэнь Шанцзюнь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 91–102. URL: http://www.ifel.spbu.ru/arhiv/pdlv-2010/ (дата обращения: 05.02.2024).

Фролова М. В. Женская проза Индонезии конца XX — начала XXI века // Stephanos. 2016. № 2 (16). С. 39–53. URL: http://www.stephanos.ru/izd/2016/05_2016(2)16-2.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

Ершова Ю. С. Индонезийское течение састра ванги в контексте современной женской прозы стран Востока // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2018. № 2. С. 14–28.

Ершова Ю. C. Прием постмодернистской симулятивной игры в романе индонезийской писательницы Деви Лестари «Супернова: Кшатрия, Принцесса и Падающая Звезда» (2001) // Litera. 2021. № 5. С. 88–96.

Muniroch S. Pesantren Literature in Indonesian Literature Constellation // LiNGUA: Jurnal Ilmu Bahasa dan Sastra. 2014. Vol. 9. No. 2. P. 155–166. URL: https://ejournal.uin-malang.ac.id/index.php/humbud/article/view/2737/4681 (дата обращения: 05.02.2024).

Derks W. Sastra Pedalaman. Local and regional literary сentres in Indonesia // Clearing a Space. Postcolonial readings of modern Indonesian literature / ed. by K. Foulcher, T. Day. Leiden: KITLV Press, 2002. P. 325–348.

Rokib M. Reading Popular Islamic Literature: Continuity and Change in Indonesian Literature // Heritage of Nusantara: International Journal of Religious Literature and Heritage. 2015. Vol. 4. No. 2. P. 183–194. URL: https://heritage.kemenag.go.id/index.php/heritage/article/view/83 (дата обращения: 05.02.2024).

Habiburrahman El Shirazy. Ayat-ayat Cinta. Jakarta: Penerbit Republika; Semarang: Pesantren Basmala Indonesia, 2008. 420 p. (На индонез. яз.)

Фролова М. В. Женщина-обезьяна и золотой дуриан: художественный мир рассказов индонезийской писательницы Джэнар Маэса Айю (2000-е гг.) // Stephanos. 2016. № 5 (19). С. 87–98. URL: http://www.stephanos.ru/izd/2016/2016_19-07.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

Gafari M. O. F., Assalam M. H., Astuti W. W. Genre Studies on Popular Islamic Literature in Indonesia // LingLit Journal Scientific Journal for Linguistics and Literature. 2022. No. 3. P. 148–154.

Кирпиченко В. Н. Новая и современная литература Египта (XIX–XX вв.). М.: ИВ РАН, 2003. 88 с.

Черняк М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособие. М.: Флинта, 2009. 432 с.

Habiburrahman El Shirazy. Bumi Cinta. Semarang: Pondok Pesantren Basmala. 2013. 546 p. (На индонез. яз.)

Брагинский В. И. История малайской литературы VII–XIX вв. М.: Наука — Восточная литература, 1983. 496 с.

Islam and popular culture in Indonesia and Malaysia. Ed. By A. N. Weintraub. London: Routledge, Taylor & Francis, 2011. 280 p.

Clark M., Pietsch J. Indonesia-Malaysia Relations. Cultural Heritage, Politics and Labor Migration. London: Routledge, Taylor & Francis, 2014. 254 p.

Загрузки

Опубликован

03.11.2024

Как цитировать

Фролова, М. В. (2024). Индонезия, ислам и литература: феномен популярности састра ислами. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(2), 440–457. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.210