Концепция marubuci и развитие представлений о художественном творчестве в литературе на языке хауса

Авторы

  • Анастасия Викторовна Ляхович Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.209

Аннотация

Современная северонигерийская литература представлена двумя направлениями, различающимися в первую очередь по языковому принципу, — литературой на хауса и сравнительно недавно появившейся литературой на английском языке. Словесная традиция языка хауса сравнительно хорошо изучена (М. Хискетт, С. Пилашевич, Г. Фернисс, Б. Ларкин, Ю. К. Щеглов, Н. А. Добронравин, Ю. М. Адаму, И. Шеме, И. Малумфаши, А. У. Адаму и др.). Настоящее исследование обращается к малоизученной теме — формированию и развитию у северонигерийских писателей представлений о художественном творчестве. Основным источником выступили интервью с писателями, которые довольно часто встречаются в современных СМИ и содержат ценные сведения о том, что формирует содержание авторского творчества, какие задачи для писателей являются первостепенными, как они оценивают свое творчество и состояние современной северонигерийской литературы. Представлены творческие концепции различных северонигерийских авторов: Шу’аибу Макарфи, Ибрахима Бала Гарба, Хафсату Ахмад Абдулвахид, Билкису Фунтува, Бинты Салма Мохаммед и др. Литература выступает в качестве важного социального фактора на территории современной Северной Нигерии, поскольку представляет собой одну из сфер, где происходит активное обсуждение актуальных социальных вопросов. По этой причине в глазах общества фигура писателя (marubuci) имеет большую значимость. Подобная «функциональность» писателя и авторского творчества привела к тому, что содержание произведений во многом определяется необходимостью получить одобрение социальной среды. В подобных условиях формирование и развитие представлений о художественном творчестве, творческая самореализация писателей сопряжены с трудностями, столкновение с которыми заставляет большую часть авторов оставаться в рамках консервативных взглядов. Ряд писателей тем не менее придерживаются прогрессивных взглядов и предпринимают попытки создать собственное видение художественного творчества, привнести новые идеи, литературные формы, художественные средства.

Ключевые слова:

литература хауса, литература Северной Нигерии, marubuci, labarun soyayya, Шу’аибу Макарфи, Исмаил Бала Гарба, Хафсату Ахмад Абдулвахид, Билкису Фунтува, Бинта Салма Мохаммед, Рахма А. Маджид, Башир Абубакар Умар.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Whitsitt N. Islamic-Hausa Feminism Meets Northern Nigerian Romance: the Cautious Rebellion of Bilkisu Funtuwa. African Studies Review, 2003, vol. 46, pp. 137–153.

Furniss G. Hausa creative writing in the 1930s: an exploration in postcolonial theory. Research in African Literatures, 1998, vol. 29 (1), pp. 87–102.

Sheme I. Shu’aibu Makarfi — Grandfather of Hausa Drama. Bahaushe Mai Ban Haushi! 10.01.2008. Available at: http://ibrahim-sheme.blogspot.com/2008/01/shuaibu-makarfi-grandfather-of-hausa.html (accessed: 01.09.2019).

Sheme I. Bilkisu Funtuwa Interview. Bahaushe Mai Ban Haushi! 07.04.2007. Available at: http://ibrahim-sheme.blogspot.com/2007/04/bilkisu-funtuwa-interview.html (accessed: 01.11.2018).

Adamu A. U. Critical Reaction: Annotated Bibliography of Soyayya Genre Criticisms from Newspapers, 1991-1999. Hausa Literature Debate Series, 2000, 5, pp. 1–29. Available at: https://auadamu.com/phocadownload/Newspaper_Debates/Soyayya%20Genre%20Debates%205%20-%20Critical%20Reaction%20Bibliography.pdf (accessed: 11.11.2018).

Adamu A. U. Emotions in Motion: Sleaze, Salacity, Moral Codes and Hausa Literature. New Nigerian Weekly, 1999, pp. 1–7. Available at: https://www.academia.edu/4232190/Emotions_in_Motion_-_Sleaze_Salacity_Moral_Codes_and_Hausa_Literature (accessed: 11.11.2018).

Whitsitt N. Islamic-Hausa Feminism and Kano Market Literature: Qur’anic Reinterpretation in the Novels of Balaraba Yakubu. Research in African Literatures, 2002, vol. 33 (2), pp. 119–136.

Sheme I. Hira da Hafsatu Abdulwaheed. Bahaushe Mai Ban Haushi! 09.06.2008. Available at: http://ibrahim-sheme.blogspot.com/2008/06/hira-da-hafsatu-abdulwaheed.html (accessed: 11.11.2018). (In Hausa)

Yusuf M. K. Binta S. Mohammed: The Last Interview. Bahaushe Mai Ban Haushi! 13.05.2009. Available at: http://ibrahim-sheme.blogspot.com/2009/05/binta-s-mohammed-last-interview.html (accessed: 11.11.2018).

Ba alfahari ba, ba na sa batsa a littafina. Marybuciya, 2001, vol. 1, pp. 6–9. (In Hausa)

Hira da Rahma Abdulmajid. Marybuciya, 2001, vol. 1, pp. 10–14. (In Hausa)

Sheme I. Hira da Rahma A. Majid. Bahaushe Mai Ban Haushi! 17.02.2008. Available at: http://ibrahim-sheme.blogspot.com/2008/02/hira-da-rahma-majid.html (accessed: 11.11.2018). (In Hausa)

Ibrahim Sheme — ‘I was really overjoyed’. Interview by Sumaila Umaisha, published in the New Nigerian newspaper edition of 15 December, 2007. EverythinLiterature. Available at: http://everythinliterature.blogspot.com/2007/12/ibrahim-sheme-i-was-really-overjoyed.html (accessed: 11.11.2018).

Ismail Bala Garba on poetry. Nigeria Content Online. 14.09.2010. Available at: http://nigeriang.com/entertainment/ismail-bala-garba-on-poetry/4216/ (accessed: 11.11.2018).

A Conversation with Ismail Bala Garba. Senitel Nigeria, no. 4, November 2010 — January 2011. Available at: http://sentinelnigeria.org/online/issue4/a-conversation-with-ismail-bala/ (accessed: 27.04.2011).

Загрузки

Опубликован

17.07.2020

Как цитировать

Ляхович, А. В. (2020). Концепция marubuci и развитие представлений о художественном творчестве в литературе на языке хауса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 12(2), 292–301. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.209

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)