Китайский классический роман «Сон в красном тереме» в иллюстрированных ксилографических изданиях и на народной ксилографической картине из собраний Санкт-Петербурга

Авторы

  • Екатерина Александровна Завидовская Национальный Университет Цинхуа, Китай (Тайвань), 300, Синьчжу, ул. Гуанфу, 101
  • Дмитрий Иванович Маяцкий Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.201

Аннотация

Роман Цао Сюэциня 曹雪芹 (1715–1763) «Сон в красном тереме» (Хунлоумэн 紅樓夢, другое название — «Записки о камне», Шитоу цзи 石頭記, 1763) является жемчужиной китайской классической прозы. Рассматриваются особенности нескольких иллюстрированных изданий этого романа, хранящиеся в собрании китайских старопечатных книг Восточного отдела Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ, а также ряд народных ксилографических картин (их обычно называют няньхуа 年畵, «новогодние картины») из музеев Санкт-Петербурга — Государственного музея истории религии (далее ГМИР), Государственного Эрмитажа (далее ГЭ), Музея антропологии и этнографии РАН (далее МАЭ РАН). Авторы ставят задачу выделить особые черты иллюстраций к роману, особенности и приемы отображения сцен и героев романа Цао Сюэциня на народной картине. Китайские старопечатные книги предполагали грамотность читателей и владение ими китайской культурой в определенном объеме. Их реципиенты могли иметь особые эстетические пристрастия, которые должны были учитываться издателями, в том числе при подборе соответствующего (обычно развлекательного) изобразительного материала, имевшего высокий спрос. Принято считать, что потребителями народной картины были широкие слои неграмотного сельского и городского населения, ценившие в ней больше благопожелательное содержание. С учетом имеющихся исследований книжной иллюстрации и народной картины по роману «Сон в красном тереме» авторы преследуют цель выявить принципиальные отличия и возможные связи между этими двумя видами иллюстративного материала, показать, как специфика формата книги и народной картины влияла на композицию, манеру исполнения и содержательное наполнение. У книжных иллюстраторов и художников из мастерских народной картины крупнейшего центра производства в Янлюцине были свои предпочтения в выборе сцен и героев, там были изготовлены обнаруженные авторами картины к роману «Сон в красном тереме».

Ключевые слова:

китайская народная картина, книжная иллюстрация, роман «Сон в красном тереме», коллекции России, мотивы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

A Ying. Honglou meng banhua ji [Collection of woodblock prints on the Dream of the Red Chamber]. Shanghai, Shanghai chuban gongsi, 1955. 150 p. (In Chinese)

Vinogradova T. I. The world as “the imagined”: Chinese literary illustration. St. Petersburg, BAN, Alfaret Publ., 2012. 332 p. (In Russian)

Hegel R. E. Reading Illustrated Fiction in Late Imperial China. Stanford, Stanford University Press, 1988. 484 р.

Lu Tao. Xushi de dingdun yu ningshi: guanyu Hongloumeng chatu detuxiangxue kaocha [Halt and stare in the narrative: iconological investigation of illustrations of the Dream of the Red Chamber]. Hongloumeng xuekan, 2010, no. 3, pp. 80–95. (In Chinese)

Chen Yao. Qingdai Hongloumeng de tuxiang shijie [The world of images of the Qing dynasty`s Dream of the Red Chamber]. Hangzhou, Zhejiang gongshang daxue chubanshe, 2015. 224 р. (In Chinese)

Vakhtin B. B., Gurevitch I. S., Krol’ Yu. L., Stulova E. S., Toporov A. A. Catalogue of the fund of the Chinese woodblock books of the Oriental Institute of Academy of Sciences USSR. Moscow, Glavnaia redaktsia vostochnoi literatury Publ., 1973. 590 р. (In Russian)

Yan Guodong. Eguo hanxueshi [History of the Russian sinology]. Beijing, Remnin chubanshe, 2007. 332 р. (In Chinese)

Feng Qiyong, Li Xifan. Hongloumeng dacidian [Big dictionary on the Dream of the Red Chamber]. Beijing, Wenhua yishu chubanshe, 2010. 794 р. (In Chinese)

Hong Zhenkuai. Hongloumeng guhua lu [Record of the ancient pictures of the Dream of the Red Chamber]. Beijing, Renmin wenxue chubanshe, 2007. 358 р. (In Chinese)

A Ying. Yangliuqing Hongloumeng nianhuaji [Catalogue of the Yangliuqing popular woodblock prints on the Dream of the Red Chamber]. Tianjin, Meishu chubanshe, 1963. 51 р. (In Chinese)

Wang Shucun. Minjian zhenpintu shuo Hongloumeng [Precious popular images talking of the Dream of the Red Chamber]. Taibei, Dongda faxing, 1996. 351 р. (In Chinese)

Wang Shucun. Zhongguo huajia congshu: Gao tongxuan [A series on Chinese painters: Gao Tongxuan]. Shanghai, Renmin yishu chubanshe, 1963. 80 р. (In Chinese)

Zhang Wen. Qingdai yangliuqing Hongloumeng nianhua jiedu [Interpretation of the popular Yangliuqing woodblock prints on the Dream of the Red Chamber]. Master. diss., 2004. 54 р. (In Chinese)

Wang Shucun. Nianhuashi (Zhongguo shehui minsushi congshu) [History of the nianhua. A series on Social history of folkways in China]. Shanghai, Shanghai wenyi chubanshe, 1997. 207 р. (In Chinese)

A Ying. A Ying meishu lunwenji [Collection of A Ying`s works on fine arts]. Beijing, Renmin yishu chubanshe, 1982. 184 р. (In Chinese)

Riftin B. L., Wang Shucun. Rare Chinese popular pictures from the Soviet collections. Moscow, Avrora Publ.; Beijing, Renmin yishu chubanshe, 1991. 212 р. (In Russian)

Rudova M. L. Chinese popular prictures nianhua from the collection of the State Hiermitage. Exhibition catalogue. St. Petersburg, Slavia Publ., 2003. 287 р. (In Russian)

Zhongguo muban nianhua jicheng. Eluosi juan [Compendia of the Chinese woodblock new year pictures. Russian volume]. Feng Jicai ed. Beijing, Zhonghua shuju, 2009. 548 р. (In Chinese)

Vinogradova T. I. Collected and preserved: Chinese popular prints in Russia. Vostochnaia kollektsia, 2010, Summer, pp. 119–129. (In Russian)

Riftin B. L. Festive pictures nianhua: rare Chinese prints from the funds of the Russian State Library. Vostochnaia kollektsia, 2002, Spring, pp. 104–119. (In Russian)

A Ying. Hongloumeng xiqu ji [Collection of plays on the Dream of the Red Chamber]. Beijing, Zhonghua shuju, 1978. 820 р. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

17.07.2020

Как цитировать

Завидовская, Е. А., & Маяцкий, Д. И. (2020). Китайский классический роман «Сон в красном тереме» в иллюстрированных ксилографических изданиях и на народной ксилографической картине из собраний Санкт-Петербурга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 12(2), 156–177. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.201

Выпуск

Раздел

Россия и Восток

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)