Бадр ад-Дин Кашмири и его сочинение «Раузат ар-ризван» как источник по истории джуйбарских ходжей

Авторы

  • Халим Ходжиевич Тураев Бухарский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-0354-2126

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.104

Аннотация

В статье предлагается источниковедческий анализ сочинения «Раузат ар-ризван» индийского автора мусульманского происхождения Бадр ад-Дина Кашмири. На основе содержащихся в сочинении исторических и автобиографических сведений сделана попытка осветить некоторые факты жизни и общественной и государственной деятельности автора, в частности взаимоотношения с семейством джуйбарских ходжей. Также приводится полный список историографии Джуйбаридов, что дает возможность представить, насколько точно и подробно средневековые авторы фиксировали события жизни джуйбарских ходжей для сохранения их наследия. «Раузат ар-ризван» является одним из немногих дошедших до нас списков в настолько хорошем состоянии. В отличие от других сочинений, посвященных Джуйбаридам, данный источник более подробно охватывает вопрос общественного статуса двух их представителей — Ходжа Ислама и Ходжа Сада. «Раузат ар-ризван» состоит из введения и семи глав. Основной текст составлен преимущественно из сведений о Ходжа Исламе и его преемнике Ходжа Саде. Историческая часть сочинения главным образом написана на основе личных наблюдений автора. В данной статье вкратце характеризуется каждая из глав. Исторический, художественный, агиографический жанр сочинения позволяет рассмотреть данный источник в нескольких ракурсах. Исторический жанр в основном содержит реальное общественно-политическое положение в Бухаре во второй половине XVI в. и место в нем представителей дома Джуйбаридов. Судя по сочинению, при шейбаниде Абд ал-Азиз-хане (1539–1549) Ходжа Исламу удалось закрепить за собой право на селение Сумитан, которое являлось наследственной собственностью джуйбарских ходжей. Таким образом, на основе «Раузат арризван» автор данной статьи исследует источник формирования хозяйства Джуйбаридов, в котором селение Сумитан сыграло важную роль. На основе сведений сочинения исследуются взаимоотношения между верховным правителем государства Шейбанидов Абдаллах-ханом и джуйбарскими ходжами. Также исследуется значение этого источника в изучении общественно-политической роли и непререкаемого духовного авторитета джуйбарских ходжей Бухары. Раскрывается
основное содержание сочинения в контексте политического положения Бухарского ханства в середине XVI в., когда обострилась борьба между шейбанидскими удельными правителями за верховную власть в Бухаре.

Ключевые слова:

ходжа, сочинение, мюрид, духовный наставник, преемник, рукопись, агиография, сведения, генеалогия, братство, духовный статус, султан, престол, правитель, перемирие, влияние.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Иванов П. П. Хозяйство джуйбарских шейхов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 376 с.

Бартольд В. В. Искендер-хан // Бартольд В. В. Сочинения: в 9 т. Т. II. Ч. 2. М.: Наука, 1964. 657 с.

Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI–XVIII вв. Ташкент: Фан, 1985. 260 с.

Бадр ад-Дин Кашмири. Раузат ар-ризван. Рукопись Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан, инв. № 2094. 552 л.

Юлдашев М. Ю. Новые данные о хозяйстве джуйбарских шейхов // Общественные науки в Узбекистане. 1963. № 5. С. 36–42.

Абдураимов М. А. О малоизвестном источнике по истории аграрных отношений в Ср. Азии XVI века // Народы Азии и Африки. 1968. № 3. С. 302–306.

Ахмедов Б. А., Саидахмедов И. Агиографическая литература как исторический источник (Равзат ар-ризван Бадр ад-Дина Кашмири) // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции «Бартольдовские чтения — 87». М.: Наука, 1987. С. 15–16.

Саидахмедов И. Письма Шейбанидов — важный исторический источник: автореф. дис. … канд. ист. наук. Ташкент: ИВАН РУз, 1994. 23 с.

Турсунов Э. История сложения и развития феодальных хозяйств Джуйбарских шейхов в XVI–XVII вв.: дис. … канд. ист. наук. Душанбе, 2021. 186 с.

Babajanov B., Szuppe M. Les inscription persanes de Char Bakr, necropole familiale des Khwaja Juybary pres de Boukhara. London: School of Oriental and African Studies on behalf of Coprus inscriptionum Iranicarum and Institut Francais d’Etudes sur Iasia Centrale, 2002. 154 p. (Coprus inscriptionum Iranicarum)

Бобожонов Б. Ислом, тасаввуф ва ҳукмдорларга насиҳат масаласи [Ислам, суфизм и назидание правителям] // Ислом, тарих ва маънавият [Ислам, история и духовность]. Тошкент: Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси нашриёти, 2000. 109 с.

Мухаммад Талиб. Матлаб ат-талибин. Рукопись Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан, инв. № 3757. 292 л.

Эшотс Я. Хамадани // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 4. М.: Восточная литература, 2003. 159 с.

DeWeese D. Sayyid Ali Hamadani and Kubrawi Hagiographical Tradition // The Legacy of Mediaeval Persian Sufism / ed. by L. Lewisohn. London: Khaniqahi Nimatullahi Publications, 1992. P. 121–158.

Фиш Р. Джалалиддин Руми. М.: Наука, 1987. 271 с.

Руми. Поэма о скрытом смысле / сост., подстр. пер., послесл. и коммент. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука,1986. 270 с.

Мухаммадйар ибн Араб Катаган. Мусаххир ал-билад. Рукопись Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан, инв. № 1505. 89 л.

Аҳмедов Б. Тарихдан сабоқлар [Уроки истории]. Тошкент: Ўқитувчи, 1994. 429 с.

Хусейн ас-Серахси. Манакиб-и садийа. Рукопись Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан, инв. № 1439/I. 181 л.

Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-нама-йи шахи / пер. с перс., введ., примеч. М. А. Салахетдиновой: в 2 т. Т. 1. М.: Восточная литература, 1983. 298 с.

Загрузки

Опубликован

21.09.2024

Как цитировать

Тураев, Х. Х. (2024). Бадр ад-Дин Кашмири и его сочинение «Раузат ар-ризван» как источник по истории джуйбарских ходжей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(1), 59–71. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.104