Идейно-художественные параллели в драме «Старые боги» Левона Шанта и романе «Воскресшие боги․ Леонардо да Винчи» Дмитрия Мережковского

Авторы

  • Лилит Борисовна Сейранян Институт литературы им. Манука Абегяна Национальной академии наук Республики Армения, Ереванский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.306

Аннотация

В статье впервые исследуются многочисленные идейно-художественные сходства между драмой «Старые боги» известного армянского писателя и общественного деятеля Левона Шанта (Нахашпетян-Сехбосян) (1869–1951) и романом «Воскресшие боги․ Леонардо да Винчи» русского писателя и общественного деятеля Дмитрия Мережковского (1865–1941). Предметом исследования являются вышеупомянутые произведения. В исследовании используются структурно-семиотический, компаративистский и мифопоэтический методы. Целью статьи является изучение сходств образного мышления Шанта и Мережковского, которые в первую очередь проявляются в бинарности художественных образов. В частности, сопоставляются бинарные оппозиции: белое — черное, свет — тьма, добро — зло, учитель — ученик, мирское — духовное и др., а также образы и персонажи, имеющие общую символическую и смысловую нагрузку։ Седа (Шант) — Венера, Кассандра (Мережковский); Инок (Шант) — Джованни Бельтраффио (Мережковский); Настоятель, Некто в белом, Отшельник (Шант) и Джироламо Савонарола, Мерула, Леонардо да Винчи (Мережковский). Цель религиозных исканий супругов Мережковских — построение новой церкви (в их восприятии — Церкви третьего завета) — фактически является также целью одного из героев драмы Шанта. В обоих произведениях «ученики» совершают самоубийство (Бельтраффио удается спасти) из-за неспособности примирить противоречия в ценностях. Главными проблемами статьи являются тема вечного духовного совершенствования, идея духовных исканий и самореализации одинокой и свободной личности, которые проявляются в параллельно изучаемых драме и романе. Сходства наблюдаются также в пройденных жизненных путях писателей. Исходя из сказанного, идейно-художественные и структурно-символические сходства в их произведениях можно объяснить как общим воздействием идейных веяний эпохи на обоих авторов, так и, возможно, знакомством Шанта с творчеством Мережковского. Исследование имеет междисциплинарный характер с учетом того, что решения указанных проблем находятся на стыке литературоведения, философии, теологии и психологии. 

Ключевые слова:

Шант, Мережковский, Старые боги, Воскресшие боги, Леонардо да Винчи, сходства, бинарные оппозиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Тертерян А. А. Լևոն Շանթ. Սեռի և դասալքության երգիչը [Левон Шант: Певец пола и дезертирства]. Вагаршапат: Изд-во Первопрестольного Святого Эчмиадзина, 1913. 58 c. (На арм. яз.)

Оваканян Ю. А. Լևոն Շանթի կենսափիլիսոփայությունը [Жизненная философия Левона Шанта] // Историко-филологический журнал. 2004. № 2. С․ 34–47. (На арм. яз.)

Паносян С. Е. Լևոն Շանթ. Կյանքը և ստեղծագործությունը [Левон Шант: жизнь и творчество]. Ереван: Изд-во Ереван. гос. ун-та, 1992. 358 с. (На арм. яз.)

Григорян В. Р. Լևոն Շանթի դրամատուրգիան [Драматургия Левона Шанта]. Ереван: Раздан, 2002. 348 с. (На арм. яз.)

Саркисян Х. С. Լևոն Շանթ [Левон Шант]. Ереван: Госиздат, 1930. 135 с. (На арм. яз.).

Саринян С. Н. Լևոն Շանթ [Левон Шант]. Ереван: Наири, 1991. 279 с. (На арм. яз.)

Пилоян В. А. XX դարասկզբի գեղարվեստական մտածողությունը և Լևոն Շանթի ստեղծագործությունը [Образное мышление начала XX века и произведение Левона Шанта]. Ереван: Лусакн, 2007. 186 с. (На арм. яз.)

Аванесян А.А. «Հին աստվածներ»դրամայի բովանդակության առանցքային հարցադրումները // Լևոն Շանթ-150, Հոբելյանական գիտաժողովի նյութերի ժողովածու [Ключевые проблемы содержания драмы «Древние боги» // Левон Шант — 150: сб. мат-лов юбил. конф. / ред. М.Гилавян, С.Даниелян, В.Деврикян и др.]. Ереван: Гитутюн, 2020. С.220–253. (На арм. яз.)

Амбарцумян Н. В. Լեզու — պատկեր — արտացոլք. Լևոն Շանթի «Հին աստվածներ» դրաման // Լևոն Շանթ-150, Հոբելյանական գիտաժողովի նյութերի ժողովածու [Язык — изображение — отражение: драма Левона Шанта «Древние боги» // Левон Шант — 150: сб. мат-лов юбил. конф. / ред. М. Гилавян, С. Даниелян, В. Деврикян и др.]. Ереван: Гитутюн, 2020. С. 254–265. (На арм. яз.)

Хачатрян Т. А. Տիպաբանական և տեքստային վերլուծության փորձ (Հովհ. Թումանյան, Լ. Շանթ, Տ. Չյոկյուրյան) // Լևոն Շանթ-150, Հոբելյանական գիտաժողովի նյութերի ժողովածու [Опыт типологического и текстового анализа (Ов. Туманян, Л. Шант, Т. Чекурян) // Левон Шант — 150: сб. мат-лов юбил. конф. / ред. М. Гилавян, С. Даниелян, В. Деврикян и др.]. Ереван: Гитутюн, 2020. С. 159–179. (На арм. яз.)

Мирзоян В. А. Լևոն Շանթը անձի ինքնակատարելագործման մասին // Լևոն Շանթ-150, Հոբելյանական գիտաժողովի նյութերի ժողովածու [Левон Шант о самоусовершенствовнии личности // Левон Шант — 150: сб. мат-лов юбил. конф. / ред. М. Гилавян, С. Даниелян, В. Деврикян и др.]. Ереван: Гитутюн, 2020. С. 110–124. (На арм. яз.)

Шукуров Д. Л., Красильникова М. Ю. Ницшеанский миф и кризис ницшеанства в творчестве Д. С. Мережковского на примере трилогии «Христос и Антихрист» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 229–232.

Протопопова А. В., Протопопов И. А. Между Отто Вейнингером и В. В. Розановым: о конструировании фемининности и маскулинности в творчестве Д. С. Мережковского // Studia Littererum. 2021. Т. 6. № 3. С. 204–221.

Димитриева О.А.Роль вакхической детали в художественном мире Д.С.Мережковского (на примере трилогии «Христос и Антихрист») // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2023. № 1 (118). С.10–15.

Суханова И. А. Сквозной образ Афродиты (Венеры) в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2014. Т. 1. № 1. С. 128–134.

Дехтяренок А. В. Образ крыльев в романе Д. С. Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо Да Винчи)» // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. С. 293–301.

Королёва В. В. Миф о художнике Леонардо в романах Д. С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры дьявола» // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 2. С. 159–164.

Шант Л․ С. Старые боги. За тысячелетие до нас / пер. с арм. А. Тер-Акопян. Ереван: Советакан грох, 1979. 128 с.

Нойманн Э. Великая Мать. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/418885-21-erih-nojmann-velikaya-mat.html#text (дата обращения: 14.06.2023).

Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери. URL: https://bookap.info/psyanaliz/yung_psihologicheskie_aspekty_arhetipa_materi/gl2.shtm (дата обращения: 14.06.2023).

Мережковский Д. С. Христос и Антихрист. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 592 с.

Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З. Гиппиус: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006. 299 с. URL: http://www.dslib.net/russkijjazyk/kljuchevye-koncepty-i-ih-verbalizacija-v-aspekte-reguljativnosti-v-pojeticheskih.html (дата обращения: 14.06.2023).

Злобин В. А. Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания. Статьи. Стихотворения. URL: https://siteknig.com/books/dokumentalnye-knigi/criticism/page-59-224391-vladimir-zlobintyazhelaya-dusha-literaturnyi-dnevnik.html (дата обращения: 14.06.2023).

Мережковский Д. С. Тайна трех. Египет и Вавилон. Прага: Пламя, 1925. 364 с.

Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М.: Янус-К, 1998. 605 с.

Кузанский Н. Сочинения. М.: Директ-Медиа, 2002. 1596 с.

Wood E. Vedanta dictionary. New York: Philosophical Library, 1964. 225 p.

Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с.

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Как цитировать

Сейранян, Л. Б. (2024). Идейно-художественные параллели в драме «Старые боги» Левона Шанта и романе «Воскресшие боги․ Леонардо да Винчи» Дмитрия Мережковского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(3), 580–591. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.306