Идейно-художественные параллели в драме «Старые боги» Левона Шанта и романе «Воскресшие боги․ Леонардо да Винчи» Дмитрия Мережковского
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.306Аннотация
В статье впервые исследуются многочисленные идейно-художественные сходства между драмой «Старые боги» известного армянского писателя и общественного деятеля Левона Шанта (Нахашпетян-Сехбосян) (1869–1951) и романом «Воскресшие боги․ Леонардо да Винчи» русского писателя и общественного деятеля Дмитрия Мережковского (1865–1941). Предметом исследования являются вышеупомянутые произведения. В исследовании используются структурно-семиотический, компаративистский и мифопоэтический методы. Целью статьи является изучение сходств образного мышления Шанта и Мережковского, которые в первую очередь проявляются в бинарности художественных образов. В частности, сопоставляются бинарные оппозиции: белое — черное, свет — тьма, добро — зло, учитель — ученик, мирское — духовное и др., а также образы и персонажи, имеющие общую символическую и смысловую нагрузку։ Седа (Шант) — Венера, Кассандра (Мережковский); Инок (Шант) — Джованни Бельтраффио (Мережковский); Настоятель, Некто в белом, Отшельник (Шант) и Джироламо Савонарола, Мерула, Леонардо да Винчи (Мережковский). Цель религиозных исканий супругов Мережковских — построение новой церкви (в их восприятии — Церкви третьего завета) — фактически является также целью одного из героев драмы Шанта. В обоих произведениях «ученики» совершают самоубийство (Бельтраффио удается спасти) из-за неспособности примирить противоречия в ценностях. Главными проблемами статьи являются тема вечного духовного совершенствования, идея духовных исканий и самореализации одинокой и свободной личности, которые проявляются в параллельно изучаемых драме и романе. Сходства наблюдаются также в пройденных жизненных путях писателей. Исходя из сказанного, идейно-художественные и структурно-символические сходства в их произведениях можно объяснить как общим воздействием идейных веяний эпохи на обоих авторов, так и, возможно, знакомством Шанта с творчеством Мережковского. Исследование имеет междисциплинарный характер с учетом того, что решения указанных проблем находятся на стыке литературоведения, философии, теологии и психологии.
Ключевые слова:
Шант, Мережковский, Старые боги, Воскресшие боги, Леонардо да Винчи, сходства, бинарные оппозиции
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.