Репрезентация ключевого концепта китайской культуры дао в древнекитайских философских трактатах: особенности китайских и российских концепций

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.214

Аннотация

Широкая семантическая репрезентация концепта дао показана на примере древнекитайских философских трактатов: «Лунь юй», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Мо-цзы», «Сюнь-цзы» и «Сунь-цзы». Репрезентативность этих произведений в современных китайских исследованиях номинируется термином «китайский юаньдянь», акцентирующим значимость  важнейших оригинальных философских трактатов. Понятийное обоснование дао и вневременная ценность его концептуального восприятия определили цель данной статьи: показать формирование концепта дао в философской системе Лао-цзы и выявить многогранность толкований этого концепта различными школами в истории китайской цивилизации; представить анализ эволюции его репрезентации современными китайскими исследователями и российскими синологами. В статье предпринята попытка репрезентации концепта дао в рамках лингвокогнитивного подхода посредством методов концептуализации и категоризации. В ходе исследования проведен анализ репрезентации концепта дао у Лао-цзы в трех основных аспектах философии: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. Описание конструирования концепта дао в философской системе Лао-цзы направлено на восприятие трактовок и интерпретаций этого понятия другими школами в китайской культуре. Распространение влиятельной силы дао за пределы даосизма определило вывод о воздействии философской мысли Лао-цзы на других знаковых мыслителей доциньских школ. Сходства и различия трактовки дао в качестве одного и того же ключевого слова, используемого всеми доциньскими школами, ярко отражаются в китайских юаньдянях, что свидетельствует об общепризнанном статусе дао в китайской культуре.

Ключевые слова:

китайская культура, дао, ключевой концепт, китайский юаньдянь, философская система Лао-цзы, российская синология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Титаренко М. Л. Изучение китайской философии и религии // Основные направления и проблемы российского китаеведения / отв. ред. Н. Л. Мамаева; Институт Дальнего Востока Российской академии наук. М.: Наука — Памятники исторической мысли, 2014. С. 190–237.

Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 990 с.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология / под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Aсademia, 1997. С. 280–287.

Yün-Hua J. Problems of Tao and “Tao Te Ching”// Numen. 1975. Vol. 22. No. 3. P. 208–234. http:// doi.org/10.2307/3269545

Công P. C. The Laozi code // Dao. 2007. Vol. 6. P. 239–262.

Murray J. B. Daoist mysticism // Oxford Research Encyclopedia of Religion. 2019. http://doi.org/10.1093/acrefore/ 9780199340378.013.136

Китайская философия: Энциклопедический словарь / Институт Дальнего Востока Российской академии наук; [Н. В. Абаев и др.]; гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. 573 с.

Военный канон Китая. Сунь-цзы. Сунь Бинь / пер. [с кит.] и исслед. В. Малявин. М.: РИПОЛ классик, 2015. 416 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02000013358?page=3&theme=white (дата обращения: 10.09.2022).

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2005. 539 с.

杜杰. 老子“道”论的本体论哲学内涵辨析. 武汉理工大学学报, 2001 (6). 516–520页. [Ду Цзе. Исследование онтологической философской коннотации дао Лао-цзы // Вестник Уханьского политехнического университета. 2001. № 6. С. 516–520.] (На кит. яз.)

林光华.老子之“道”及其当代诠释. 中国人民大学出版社, 2015. 308页. [Линь Гуанхуа. Дао Лао-цзы и его современные интерпретации. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2015. 308 с.] (На кит. яз.)

田丛丛. 论老子《道》的美学思想. 长春:东北师范大学, 2011. 104页. [Тянь Цунцун. Об эстетическом мышлении дао. Чанчунь: Северо-восточный педагогический университет, 2011. 104 с.] (На кит. яз.)

冯天瑜. 中华元典精神. 上海:上海人民出版社, 2014. 524页. [Фэн Тяньюй. Дух китайских юаньдяней. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2014. 524 с.] (На кит. яз.)

高文强,王杰泓,李艳萍. 道家元典关键词研究. 北京:人民出版社, 2021. 301页. [Гао Вэньцян, Ван Цзехун, Ли Яньпин. Исследование ключевых слов даосских канонов. Пекин: Народное издательство, 2021. 301 с.] (На кит. яз.)

Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Институт языкознания Российской академии наук. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. (Язык. Семиотика. Культура).

金岳霖. 论“道”. 北京:商务印书馆, 1987. 221页. [Цзинь Юэлинь. Рассуждение о дао. Пекин: Коммерческое издательство, 1987. 221 с.] (На кит. яз.)

Лао-Цзы. Книга о Пути жизни. Дао-Дэ цзин / перевод с китайского, составление, предисловие, комментарии В. Малявина. М.: АСТ, 2019. 256 с.

陈鼓应.《老子注释及评介》. 北京:中华书局, 1984. 104页. [Чэнь Гуин. Комментарии и рецензии «Лао-цзы» (с исправлениями). Пекин: Китайское книгоиздательство, 1984. 104 с.] (На кит. яз.)

Дао дэ цзин. Прозоритмический перевод с древнекитайского и исследование А. Е. Лукьянова; поэтический перевод В. П. Абраменко / Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Исследовательское общество «Тайцзи». М.: Стилсервис, 2008. 449 с.

Кочеров О. С. Китайская стратегическая культура и «Дао дэ цзин» // Международные отношения. 2019. № 4. С. 31–47.

Золотых Л. Г. К вопросу употребления понятия «лингвокультура» в научном дискурсе // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72). С. 15–22.

Конфуций. Беседы и суждения. URL: https://lunyu.ru/1/2 (дата обращения: 18.11.2022).

Мясников В. С. Россия и Восток. Становление отечественного китаеведения // Перспективы. 2017. № 1 (9). С. 20–39.

Загрузки

Опубликован

03.11.2024

Как цитировать

Шо, В. (2024). Репрезентация ключевого концепта китайской культуры дао в древнекитайских философских трактатах: особенности китайских и российских концепций. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(2), 501–514. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.214

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки