Древнетамильская поэзия: архаический субстрат

Авторы

  • Маргарита Федоровна Альбедиль Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.402

Аннотация

Эта статья — дань памяти выдающемуся отечественному дравидологу А. М. Дубянскому. В ней рассматриваются архаические основы древнетамильской поэзии, которая представлена двумя поэтическими сборниками: «Восемь антологий» и «Десять песен или поэм», созданными в I–III вв. Продолжая и углубляя исследования А. М. Дубянского в области мифоритуальных истоков этой поэзии, целесообразно попытаться выявить ее глубинный архаический субстрат, что и является целью статьи. Благодаря филогенетической памяти он актуализировался в разное время в разных сферах культуры и словесности, так что древнетамильская поэзия не является исключением из общего правила. Так, кажется обоснованным установить генетическую связь одного из ключевых терминов анализируемой поэзии, а именно — aņańku, обозначающего разные феномены сферы сакрального, с древним архетипом целостности, истоки которого восходят к первобытной древности. В древнетамильском поэтическом каноне отразились также архаические представления о времени-пространстве, хронотопе, которые существенно отличаются от исторического, продиктованного привычной для нас ньютоновско-картезианской парадигмой. В образе древнетамильского бога Муругана запечатлена мифологема юного бога, типологически близкого умирающим и воскресающим богам земледельческих культов Старого Света. Однако они сошли с исторический сцены, в то время как культ Муругана до сих пор популярен в дравидском ареале, что создает возможности для более глубокого изучения этой мифологемы. Таким образом, переводы и исследования А. М. Дубянского приобретают дополнительную источниковедческую ценность и могут быть плодотворно использованы для разного рода гуманитарных исследований.

Ключевые слова:

древнетамильская поэзия, архаический субстрат, архетип целостно- сти, хронотоп, мифологема юного бога

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Дубянский А. М. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. М.: Наука, 1989. 234 с.

Dubianski A. M. Ritual and Mythological Sources of the Early Tamil Poetry. Groningen: Egbert Forsten Publishing, 2000. xxi + 224 p. (Gonda Indological Studies. Vol. VIII)

Стихи на пальмовых листьях. Классическая тамильская лирика / пер. А. Наймана; предисл. и коммент. А. Дубянского. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 94 с.

Арсеньев В. Р. Архаика как дефиниция и реальность // Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996–2012 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 13–18.

Щербакова Т. И. Архаика и время // Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996–2012 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 18–26.

Альбедиль М. Ф. Репрезентация мифа в традиционной индийской культуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2020. Т. 12. Вып. 2. С. 262–275.

Юнг К. Г. Архаичный человек // Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. С. 158–184.

Хачатурян В. М. «Вторая жизнь» архаики: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе. М.: Academia, 2009. 292 с.

Hart G. L. The Poems of Ancient Tamil. Their Milieu and Their Sanskrit Counterparts. Berkeley: University of California Press, 1975. 308 р.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / пер. с англ. М.: Ладомир. 1999. 488 с.

Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 488 с.

Юнг К. Г. Приближаясь к бессознательному // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. С. 351–436.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: ОГИЗ, 1937. 533 с.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / пер. с англ. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер. 1996. 288 с.

Альбедиль М. Ф. Время и пространство в традиционной культуре Индии: отражение мифологических моделей // Tamil tanta paricu. Сб. статей в честь А. М. Дубянского. М.: Перо, 2016. С. 157–171.

Shulman D. Tamil Temple Myths. Sacrifice and Divine Marriage in the South Indian Saiva Tradition. Princeton: Princeton University Press, 2014. 488 p.

Clothey F. W. The Many Faces of Murugan: The History and Meaning of South Indian God. The Hague; Paris; New York: Mouton Publishers, 1978. 268 p.

Альбедиль М. Ф. Мифологема юного бога: дравидский вариант // Этнография. 2019. № 4 (6). С. 32–41.

Кнорозов Ю. В. Формальное описание протоиндийских изображений // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов II. Proto Indica: 1972. М.: Наука, 1972. С. 178–245.

Дубянский А. М. О некоторых религиозно-мифологических представлениях древних тамилов в связи с культом Муругана // Древняя Индия. Язык. Культура. Текст / под ред. Г. М. Бонгард-Левина, В. В. Вертоградовой, С. В. Кулланды. М.: Наука, 1985. С. 117–133.

Кулланда С. В. Половозрастные институты в древних текстах // Ранние формы потестарных систем / отв. ред. В. А. Попов. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 164–181.

Альбедиль М. Ф. Регламентация поведения в связи с четырьмя стадиями жизни в индуизме // Этнические стереотипы поведения / под ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С. 65–94.

Загрузки

Опубликован

28.03.2024

Как цитировать

Альбедиль, М. Ф. (2024). Древнетамильская поэзия: архаический субстрат. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 15(4), 649–659. https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.402