Образ Кришны в поэзии Миры Баи

Авторы

  • Светлана Олеговна Цветкова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2016.212

Аннотация

В статье рассматривается творческое наследие Миры Баи (1499–1547), знаменитой индийской поэтессы и подвижницы бхакти кришнаитского толка, с точки зрения отраженных в нем религиозных воззрений ее эпохи. Принято полагать, что Мира никогда не принадлежала ни к одной из религиозных общин своего времени и не приняла посвящения в учение от какого-либо «земного» наставника, — бог Кришна сам являлся ее единственным «истинным учителем» (satgūru). Тем не менее исследователи находят в ее песнопениях (bhajan) следы влияния проповедей многих средневековых сект, в частности доктрин кришнаитского бхакти Валлабхачарьи (1478–1530), Чайтаньи (1486–1533) и учения йогинов-шиваитов натхов. Ключ к разрешению вопроса о том, влияние какой из доктрин действительно сказывалось на мировоззрении поэтессы, может дать анализ тех образов, в которых ее божественный возлюбленный, Кришна, предстает в ее поэзии. Один из таких образов — традиционный для кришнаитского бхакти образ Кришны-Гопала, пастуха. Однако едва ли не чаще божественный возлюбленный Миры описывается в облике йогина-натха. Возможной причиной появления в бхаджанах Миры Баи такого неожиданного образа автор статьи считает влияние на подвижницу взглядов школы последователей Чайтаньи, разрабатывавших концепцию «бхакти-расы».

Ключевые слова:

поэзия Миры Баи, кришнаитское бхакти, образ Кришны, образ йогина-натха, влияние религиозных доктрин, школа последователей Чайтаньи, концепция «бхакти-расы»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Tivārī Bhagavāndās. Mīrā̃ kī bhakti aur unkī kāvya-sādhnā kā anuśīlan. Ilāhābād: Sāhitya Bhavan Limiṭeḍ, 1974. 358 p.

Mīrā̃ -bṛhat-pada-saṅgraha / Sampādak Padmāvatī ‘Šabanam’. Banāras: Lok Sevak Prakāśan, 2009 (1954). 317 p.

Šekhāvat Kalyāṇsinh. Mīrā̃ Bāī kā jīvanvṛt evaṃ kāvya. Jodhpur: Ānand Prakāśan, 1974. 6+5+283 p.

Mīrā̃ bāī-padāvalī / Sampādak evaṃ ṭīkākār Kṛṣṇadev Šarmā. Dillī: Rīgal Buk Ḍipo, 2008. 287 p.

Mīrā̃ bāī kī padāvalī / Sampādak Paraśurām Caturvedī. Prayāg: Hindi Sāhitya Sammelan, 1998 (1943). 262 p.

Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / под ред. С. В. Пахомова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 403 с.

Briggs G. W. Gorakhnāth and the Kānphaṭa Yogīs. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Ltd., 2009. 380 p., ill.

Jāyasī-Granthāvalī (Padmāvat — ṭīkā sahit) / Sampādak Rājanāth Šarmā. Āgrā: Vinod Pustak Mandir., n.d. 812 p.

Пословицы и поговорки Северной Индии / сост., пер. с хинди и урду и коммент. А. С. Бархударова, В. М. Бескровного и Г. А. Зографа; сопровод. ст., словарь и указ. Г. А. Зографа. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. 384 с.

Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. СПб.: Евразия, 2000. 384 с., ил.

Sūrdās aur unkā Bhramargīta Sār (saṭīk) / Sampādak Harīś ‘Hari’. Dillī: Rīgal Buk Ḍipo, 2007. 502 p.


References

Tivārī, Bhagavāndās. Mīrā̃ kī bhakti aur unkī kāvya-sādhnā kā anuśīlan [A Study in Bhaki of Mira and her devotion to poetry]. Ilāhābād, Sāhitya Bhavan Limiṭeḍ, 1974. 358 p. (in Hindi)

Mīrā̃ -bṛhat-pada-saṅgraha [The full collection of poems by Mira]. Sampādak Padmāvatī ‘Šabanam’. Banāras, Lok Sevak Prakāśan, 2009 (1954). 317 p. (in Hindi)

Šekhāvat, Kalyāṇsinh. Mīrā̃ Bāī kā jīvanvṛt evaṃ kāvya [The life and the poetry of Mira Bai]. Jodhpur, Ānand Prakāśan, 1974. 6+5+283 p. (in Hindi)

Mīrā̃ bāī-padāvalī [Collection of poems by Mira Bai]. Sampādak evaṃ ṭīkākār Kṛṣṇadev Šarmā. Dillī, Rīgal Buk Ḍipo, 2008. 287 p. (in Hindi)

Mīrā̃ bāī kī padāvalī [Collection of poems by Mira Bai]. Sampādak Paraśurām Caturvedī. Prayāg, Hindi Sāhitya Sammelan, 1998 (1943). 262 p.

Vatman S. V. Bengal’skii vaishnavizm [Bengal Vaishnavism]. Ed. by S. V. Pakhomov. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2005. 403 p. (In Russian)

Briggs G.W. Gorakhnāth and the Kānphaṭa Yogīs. Delhi, Motilal Banarsidass Publishers Ltd., 2009. 380 p., ill.

Jāyasī-Granthāvalī (Padmāvat — ṭīkā sahit) [Collection of poems by Jayasi (Padmavat ― with a commentary)]. Sampādak Rājanāth Šarmā. Āgrā, Vinod Pustak Mandir., n. d. 812 p. (in Hindi)

Poslovitsy i pogovorki Severnoi Indii [Proverbs and Sayings of Northern India]. Sost., per. s khindi i urdu i komment. A. S. Barkhudarov, V. M. Beskrovnyi i G. A. Zograf; soprovod. st., slovar’ i ukaz., G. A. Zograf. St. Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 1998. 384 p. (In Russian)

Uspenskaia E. N. Radzhputy: rytsari srednevekovoi Indii [Rajputs: Knights of Medieval India]. St. Petersburg, Evraziia Publ., 2000. 384 p., ил. (In Russian)

Sūrdās aur unkā Bhramargīta Sār (saṭīk) [Surdas and the Essence of his “Bhramargita” (with a commentary)]. Sampādak Harīś ‘Hari’. Dillī, Rīgal Buk Ḍipo, 2007. 502 p.

Загрузки

Опубликован

20.06.2016

Как цитировать

Цветкова, С. О. (2016). Образ Кришны в поэзии Миры Баи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, (2), 115–126. https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2016.212