Путешествие поэта Соги к заставе Сиракава
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.203Аннотация
В статье анализируются сочинение японского поэта Соги (1421–1502) «Сиракава кико» («Путешествие к заставе Сиракава», 1468) и специфика жанра путевого дневника, про-
шедшего в средневековой Японии длительный путь развития (Х–XVI вв.). Древняя застава Сиракава (V в.) предстает сакральным местом, воспетым в лирике прошлого.
Топоним относится к поэтической категории утамакура — песенного зачина и приобретает особую значимость для Соги, пребывающего в поиске объекта вдохновения.
Дневник разделен на прозаическую и поэтическую части, представляя собой результат развития жанра в поэтическом искусстве рэнга («связанные строфы»). Предметом
настоящего исследования является прозаическая часть, чей нарратив соотносится с ландшафтными картинами, традиционными для японской литературы. В ней обнаруживается повышенная суггестивность (ёдзё) художественной речи, ее насыщенность аллюзийным материалом, аккумулирующим культурно-исторические ценности Японии. В реминисцентном разнообразии складывается картина межтекстового дискурса, раскрывается значимость литературной традиции. В ассоциативном ряду
дневника она составляет латентный пласт текста, охватывая все повествование. Сочинение предлагается рассматривать как дневник-воспоминание, наполненный ностальгическими мотивами, чувственными переживаниями (аварэ), восходящими к культу чувств придворной литературы. Очевидно, что в дневнике превалирует эмоциональное содержание как оригинальный признак развития жанра. В хронотопе дневника обнаруживается сложное переплетение времен и пространств, создающее иллюзорное видение действительности, что воспринимается как отражение дзэнского сознания поэта. Делается вывод о том, что странствие остается незавершенным, оно не только создает впечатление бесконечности пути, но и напоминает о вращении колеса сансары — круговорота жизни и смерти. Путь в иллюзорном, изменчивом мире утверждает идею бренного существования (мудзё), ставшую основополагающей дзэн-буддийской концепцией дневника.
Ключевые слова:
средневековая японская литература, поэт Соги, дневник путешествия, застава Сиракава, межтекстовый дискурс, аллюзив
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.