Сравнительный анализ взглядов М. Лайтмана и П. Полонского на еврейскую историю

Авторы

  • Александр Сергеевич Черепанов Томский государственный университет, Российская Федерация, 634050, Томск, пр. Ленина, 36
  • Олег Владимирович Хазанов Томский государственный университет, Российская Федерация, 634050, Томск, пр. Ленина, 36

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.101

Аннотация

Проводится сравнительный анализ исторических взглядов М. Лайтмана и П. Полонского на еврейскую историю. Цель статьи — выявить характерные черты современного религиозно-мистического взгляда на историю. Основанием сравнительного анализа служат схожесть биографий Лайтмана и Полонского и общая идеологическая база, лежащая в основе их взглядов. Отмечается, что своеобразие исторических взглядов Лайтмана и Полонского связано с подходами к каббале, приверженцами которых они являются. В основе взглядов Лайтмана — каббала рава Й. Ашлага. Главная идея каббалы Ашлага — антитеза «давание/влияние — получение», которая в каббале Лайтмана приобретает форму «альтруизм — эгоизм», или «пути Света и заповедей» — «пути страдания» в его исторической концепции. История человечества описывается Лайтманом как развитие под влиянием эгоизма. Современная ситуация мира — глобальный кризис. Древнееврейская история, ключевую роль в которой, по мнению мыслителя, играет каббала, рассматривается как альтернативный вариант развития человечества. В основе взглядов Полонского — каббала рава Кука. Ключевая идея каббалы Кука — диалог. История рассматривается Полонским как диалог Бога с народом. Такое восприятие истории показано на примере взгляда мыслителя на историю сионизма и возникновение государства Израиль, на историю иудаизма и взаимоотношение евреев с народами мира. Сопоставляются взгляды Лайтмана и Полонского относительно еврейской избранности, роли религии и традиции в судьбе народа. Авторы приходят к выводу, что исторические взгляды Полонского гораздо ближе к общенаучному подходу к еврейской истории и еврейской традиции, чем взгляды Лайтмана. Полонский формирует образ истории, в которой ощущается связь современности с еврейской традицией. Лайтман же генерирует альтернативную историю. Главная идея его исторической концепции — обосновать историческую роль того образа каббалы, которого он придерживается, и побудить евреев и все человечество развиваться в рамках предлагаемой им традиции.

Ключевые слова:

Лайтман, Полонский, исторические взгляды, каббала, религиозный историзм, еврейская история, национальный миф.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Idel M. Kabbalah: New Perspectives. Moscow, Bridges of culture Publ., Jerusalem, Gesharim Publ., 2010. 464 p. (In Russian)

Jerushalmi J. H. Zakhor: Jewish history and Jewish memory. Moscow, Bridges of culture Publ., Jerusalem, Gesharim Publ., 2004. 170 p. (In Russian)

Hazanov O. V. The mythological nature of the religious historical consciousness of the era of modernization (on the example of the teachings of Rabbi A. Kook). «Va, pensiero, sull’ali dorate»: iz istorii mysli i kul’tury Vostoka i Zapada Sbornik statei k 70-letiiu Evgeniia Borisovicha Rashkovskogo. Moscow, Rudomino book center Publ., 2010, рp. 57–75. (In Russian)

Polonskiy P. Rav Kook: Kabbalah and a new stage in the development of Judaism. Jerusalem, Machanaim Publ., 2006. 570 p. (In Russian)

Polonskiy P. Two thousand years together. Jewish view on Christianity. Rostov-on-Don, Krasnodar, Jerusalem, Machanaim Publ., 2009. 240 p. (In Russian)

Polonskiy P. Introduction to the philosophy of Judaism. Available at: http://www.machanaim.org/philosof/in_ph.htm (accessed: 10.07.2014). (In Russian)

Polonskiy P. Course 1. “Sections of Palestine”: legality, justice, pragmatism [Video recording]. Available at: http://www.ejwiki.academy/univer/kursu/razdely-palestiny-zakonnost-spravedlivost-pragmatizm/ (accessed: 20.01.2018). (In Russian)

Polonskiy P. Course 2. The process of modernizing Judaism in modern Israel: the concept of Rabbi Kook and how it really happens [Video recording]. Available at: http://www.ejwiki.academy/univer/kursu/kurs–2-modernizaciya-ortodoksalnogo-iudaizma-po-r-kuku/ (accessed: 20.01.2018). (In Russian)

Polonskiy P. Course 3. Israel’s national idea: the original conflict within Zionism and its transformation in the process of implementation [Video recording]. Available at: http://www.ejwiki.academy/univer/kursu/kurs–3-nacionalnaya-ideya-izrailya/ (accessed: 20.01.2018). (In Russian)

Polonskiy P. Course 7. Five Waves of Aliyah that formed the State of Israel [Video recording]. Available at: http://www.ejwiki.academy/univer/kursu/kurs-7-pyat-voln-alii-sformirovavshix-gosudarstvo-izrailya/ (accessed: 21.03.2018). (In Russian)

Laitman M., Khachaturian V. World History in terms of Kabbalah. Moscow, LENAND Publ., 2012. 304 p. (In Russian)

Laitman M. It’s time to act. Jerusalem, Publishing Group kabbalah.info, 2006. 192 p. (In Russian)

Laitman M. Kabbalah for Beginners. Vol. 2. Moscow, ASTREL Publ., 2007. 440 p. (In Russian)

Laitman M. The prospects of the XXI century: The birth of an integral world. Moscow, LENAND Publ., 2013. 304 p. (In Russian)

Assman J. Cultural memory. The letter, the memory of the past and political identity it the high cultures of antiquity. Moscow, “The Languages of Slavic culture” Publ., 2004. 368 p. (In Russian)

Katz S. T. Historicism, the Holocaust, and Zionism: Critical Studies in Modern Jewish Thought and History. New York, New York University Press, 1993. 315 p.

Roskies D. G. The Jewish Search for a Usable Past. Indiana, Indiana University Press, 1999, 217 p.

Bondar O. P. Historiosophy of Vyacheslav Ivanov: PhD diss. Tomsk, 2001. 148 p. (In Russian)

Gaman L. A. Historiosophy of N. A. Berdyaev: PhD diss. Tomsk, 1998. 137 p. (In Russian)

Gaman L. A. The Revolution of 1917 year and the soviet history in the works of Russian religious emigrant thought: PhD diss. Tomsk, 2008. 417 p. (In Russian)

Gumerova J. A. The problem of Russian national consciousness in the works of G. P. Fedotov: PhD diss. Tomsk, 2008. 226 p. (In Russian)

Ivonina O. I. The problem of the direction of historical process in the Russian Christian historical though of the 19th — first half of the 20th centuries: PhD diss. Tomsk, 2001. 364 p. (In Russian)

Shirko K. N. N. A. Berdyaev on the nature of Russian civilization: PhD diss. Tomsk, 2002. 178 p. (In Russian)

Zharchinskaya K. A. Slavic-Aryan myth in the historical consciousness of Russian traditionalists: PhD diss. Tomsk, 2015. 151 p. (In Russian)

Yablokov I. A. The conspiracy theory and modern historical consciousness (on the example of American historical thought): PhD diss. Tomsk, 2010. 222 p. (In Russian)

Meir J. Michael Laitman and His Group “Bnei Baruch”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 2015, no. 3, pp. 192–223. (In Russian)

Huss B. The New Age of Kabbalah. Contemporary Kabbalah, New Age and Postmodern Spirituality. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 2013, no. 4, pp. 113–143. (In Russian)

Kabbalah and Contemporary Spiritual Revival. Beer-Sheva, Ben-Gurion University of the Negev Press, 2011. 374 p.

Introvigne M. Bnei Baruch. Available at: https://wrldrels.org/2016/10/08/bnei-baruch/ (accessed: 12.03.2018).

Persico T. Michael Leitman Rewrites the History of Kabbalah. Available at: https://tomerpersicoenglish.wordpress.com/2013/07/02/michael-leitman-rewrites-the-history-of-kabbalah/ (accessed: 18.02.2016).

My Profile. Available at: http://www.laitman.ru/author (accessed: 04.05.2017). (In Russian)

About personal search. Available at: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/43309?/rus/content/view/full/43309&main (accessed: 20.02.2014). (In Russian)

About the author. Available at: https://www.livelib.ru/author/229676-pinhas-polonskij (accessed:23.08.2018). (In Russian)

Laitman M. Kabbalah as a form of irrational consciousness: PhD diss. Moscow, 2004. 202 p. (In Russian)

Polonskiy P. Sociological concept of Rabbi A.-I. Kook: PhD diss. Minsk, 2002. 98 p. (In Russian)

Sheleg Y. Mercaz Harav — the Flagship of National-religious Yeshivas. Available at: https://www.haaretz.com/1.5000028 (accessed: 21.08.2018).

Meir J. About followers of Rabbi Y. Ashlag, controversy with them and the dissemination of Jewish Kabbalistic literature. Available at: (accessed: 03.10.2017). (In Russian)

Lajtman M., Rozin V. Kabbala in the context of modernity. Moscow, LENAND Publ., 2010, 304 p.(In Russian)

Six biased interviews with Kabbalist Michael Laitman. Moscow, AST Publ.; ASTREL Publ., 2008. 176 p.

Polonskiy P. Lecture 5. Kook — Ashlag (May 26 — June 1) [Audio recording]. Available at: http://lilmod.org/media/index.php/kursu/aktualnye-problemy-modernizatsii-iudaizma/ (accessed: 31.05.2017). (In Russian)

Laitman M. The spiritual revival. Publishing Group kabbalah.info, 2008. 453 p. (In Russian)

Laitman M. Kabbalah for Beginners. Vol. 1. Moscow, AST Publ., ASTREL Publ., 2007. 440 p. (In Russian)

Laitman M. Scroll of Esther: spiritual heredity. Available at: http://www.laitman.ru/israel-and-nations-of-world/154982.html (accessed: 10.08.2015). (In Russian)

Laitman M. Mission possible. Available at: http://www.laitman.ru/spreading-of-kabbalah/163431.html (accessed: 28.07.2015). (In Russian)

Polonskiy P. Jewish Chosenness. Available at: http://www.machanaim–2.org/machanaim/holidays/shavuot/4.htm (accessed: 16.10.2018). (In Russian)

Kabbalah is very simple. Jerusalem, Tree of Life Publ., 2007. 204 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2020

Как цитировать

Черепанов, А. С., & Хазанов, О. В. (2020). Сравнительный анализ взглядов М. Лайтмана и П. Полонского на еврейскую историю. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 12(1), 4–24. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.101

Выпуск

Раздел

Россия и Восток