Ширма «Солнце, Луна и пять пиков» (Ирволь обон пён) как символ монаршей власти в средневековой Корее

Авторы

  • Наталия Алексеевна Чеснокова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 https://orcid.org/0000-0001-5749-6615

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.310

Аннотация

Рассматривается один из символов власти монарха (вана) в Корее периода правления династии Чосон (1392–1897) — ширма «Солнце, Луна и пять пиков» (Ирволь обон пён). Ширма, элемент государственного ритуала, согласно исследованию автора статьи, подчеркивала особенное, «центральное» положение вана, его связь с мирозданием. По мнению современных южнокорейских историков, впервые ширма появляется на прижизненном портрете основателя династии Чосон Ли Сонге (Тхэджо, 1335–1408, правление 1392–1398), написанном в 1393 г. Автору, однако, данное утверждение кажется необоснованным в связи с тем, что прижизненный портрет Ли Сонге не сохранился, и в наши дни известна лишь его копия, созданная в XVIII в. Именно в этот период в Корее происходит укрепление этнического самосознания, выраженное через повышенное внимание к исконно корейским ценностям и противопоставлению «своего» — корейского и «чужого» — маньчжурского (т. е. относящегося к Цинскому Китаю). Опираясь на ряд изученных иллюстрированных летописей ыйгве, автор склоняется к выводу о том, что изначально ширма была лишь одним из символов монаршей власти и вышла на первый план лишь в XVIII–XIX вв. Традиционно ширма помещалась позади трона так, чтобы ван оказывался по центру, между двумя абсолютно симметричными изображениями, различавшимися лишь тем, что на одном сияло Солнце, а на другом — Луна. Согласно авторским выводам, в таком положении ван символически оказывался властителем пространства и времени.

Ключевые слова:

Ирволь обон пён, Ирволь обон до, Солнце, Луна и пять горных пиков, сакрализация власти, легитимность правления

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Simbirtseva T. M. Rulers of Old Korea. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2012, 648 p. (Orientalia et Classica. Trudy Instituta vostochnyh kultur i antichnosti, issue XXXV) (In Russian)

The Treasures of Joseon Kings’ Rooms. Gungnip gogung bangmulgwan. Seoul, Porim, 2008. 80 р. (In Korean)

The Treasures of Korean Palace. Gungnip gogung bangmulgwan. Seoul, National Palace Museum, 2009. 120 р. (In Korean)

Meeting a King in the Palace. Gungnip gogung bangmulgwan. Seoul, National Palace Museum, 2013. 320 р. (In Korean)

Yi Sǒng-mi. The Screen of the Five Peaks of the Chosǒn Dynasty. Joseon wangsil-ey misul munhwa. Seoul, Daewonsa, 2005, pp. 465–519.

Veritable Records of King Yeongjo’s Reign. Joseon wangjo sillok. 1757. Available at: http://sillok.history.go.kr/id/kua_13302023_001 (accessed: 01.12.2018). (In Hanmun)

Kim Hongnam. An Iconological Study of the Sun-and-Moon Landscape Screens of Yi Palace Halls: Monarchy and the Confucian Principle of Government. Symposium on Korean Art in the Eighteenth Century. February. New York, Asia Society, 1989, рр. 1–16.

Shi jing: Book of songs and Hymns. Transl. A. Stukin. Moscow, Khudozhestvennaia literatura, 1987. 352 р. (In Russian)

Kontsevich L. R. Korean Studies: Selected Works. Moscow, Muravei-Gaid Publ., 2001, 640 р. (In Russian)

Shin Yeonhun. Our culture, our neighbours’ culture. The Chosun ilbo, 16.05.1995. (In Korean)

Gubin V. D., Strelkov V. I. Philosophy’s National Images. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2013. 323 р. (In Russian)

Yeolsu Yoon. Korean Art. Folk Painting. Transl. by Nam Wonjung. Seoul, Yekyong Publishing Co., 2002. 376 р.

Pchelov E. V. Sun, Tsar and Icon: the Topography of the Throne Place in Muscovite Russia. Vestnik RGGU. Seria «Istoricheskie nauki. Istoriografiia, istochnikovedenie, metody istoricheskikh issledovanii», 2009, no. 4, pp. 183–184. (In Russian)

Chesnokova N. A. Image of Space and Cultural Self-Identity in Korea in the 17–18th centuries. Based on the historical and geographical work the “Description of the Selected Villages” (T’aengniji, 1751) by Yi Chung-hwan (1690–1756?). PhD Thesis. Moscow, 2018. 263 р. (In Russian)

Yi Chung-hwan. Description of the Selected Villages. Ed. Ch’oe Namseon. Seoul, Joseon Gwangmunhoe, 1912. 89 р. (In Hanmun)

Minhwa Exhibition: The Naturalness and Innocence of Korean Folk Paintings. Seoul, Korea Minhwa Association, 1996. 60 р.

Glukhareva O. N. Korean Art. From the ancient times to the end of the 19th century. Moscow, Iskusstvo Publ., 1982, pp. 164–165. (In Russian)

Shin Byeongju. How the faces of the Joseon Kings were painted? Uigwe connected to the oejin. Available at: http://kyu.snu.ac.kr/center/content/kingdead1_view.jsp?id=1809&type=37 (accessed: 17.11.2018) (In Korean)

Diary of the Royal Secretariat, 1637. Available at: http://sjw.history.go.kr/id/SJW-A15060030-00300 (accessed: 17.11.2018). (In Korean)

Chesnokova N. A. On the Rough Edges of Diplomacy. “Loyalty”, “debt” and “sadae” in the 17–18th centuries in Korea. Vestnik RGGU. Seriia «Politologiia. Istoriia. Mezhdunarodnye otnosheniia. Vostokovedenie», 2018, no. 2, pp. 144–122. (In Russian)

Seoul: Sky, Earth, Human. Seoul, Seoul yeoksa bangmulgwan, Goryeo daehakkyo bangmulgwan, 2002. 300 р. (In Korean)

Veritable Records of King Gojong’s Reign. Joseon wangjo sillok. 1900. Available at: http://sillok.history.go.kr/id/kza_13706004_001 (accessed: 01.12.2018). (In Hanmun)

Загрузки

Опубликован

25.11.2019

Как цитировать

Чеснокова, Н. А. (2019). Ширма «Солнце, Луна и пять пиков» (Ирволь обон пён) как символ монаршей власти в средневековой Корее. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 11(3), 379–390. https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.310

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки