The Image of the United Kingdom in Chinese History Textbooks of the 1930–1940s

Авторы

  • Aleksandrs Dmitrenko Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла, Германия, 69117, Гейдельберг, ул. Фосс, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.209

Аннотация

Статья посвящена анализу образа Великобритании в китайских учебниках по истории мира и Китая 1930–1940-х годов. Сравнение образов Великобритании в учебниках истории Китая и мира позволит понять, какой общий образ данного государства формировался в сознании китайских учеников в 30–40-х гг. XX столетия. Рассматриваемый период охватывает нанкинское десятилетие, когда Гоминьдан стал проводить более националистическую политику в сфере образования, и последующий период до образования КНР. Как в учебниках по истории Китая, так и в учебниках по мировой истории присутствует двойственный образ Великобритании. В истории Китая британцы действовали «напористо», затаили ненависть за отказ идти на сотрудничество, а также описываются как оккупанты, с другой стороны, согласно учебникам, и с китайской стороны общая дипломатическая политика не всегда была верна, присутствовали внутригосударственные проблемы, которые способствовали конфликтам, проигрышу как в дипломатии, так и в начавшихся войнах. В учебниках по мировой истории Великобритания, с одной стороны, является империалистическим государством, с другой — двигателем прогресса, создателем конституции и борцом за права человека. Выделяя Великобританию из других западных держав, учебники тем не менее создают не столько цельный образ конкретного государства, сколько образ «империалистического государства», осуждая империализм в целом. Впрочем, авторы отмечают и некоторые черты, характерные именно для Великобритании, а именно важнейшую роль в процессе глобализации, продвижении империализма и технологического и научного прогресса. Давая общее представление о западных государствах, авторы учебников прежде всего говорят о Китае и его месте на международной арене.

Ключевые слова:

образовательная политика Республиканского Китая, исторические учебники, образ Великобритании, учебный план

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Müller Gotelind. Teaching ‘the others’ history’ in Chinese schools: the state, cultural asymmetries and shifting images of Europe (from 1900 to today). Designing History in East Asian Textbooks. Identity Politics and Transnational Aspirations. London, New York, Routledge, Routledge Studies in Education and Society in Asia, 2011, pp. 32–59.

Müller Gotelind. How to tell my child? Strategies used in current Chinese school textbooks to transmit the normative view on history [2008]. Heidelberg, Universitätsbibliothek Heidelberg, 2013. 26 p.

Müller Gotelind. World history education in the PRC between textbooks and television: some observations on recent developments. Li Xiangyu (ed.). Tian ren gu jin: Huaren shehui lishi jiaoyu de shiming yu tiaozhan [Nature and man, past and present: the mission and challenges of socio-historical education among Chinese]. Macau, Aomen ligong xueyuan, 2014, pp. 8–22.

Liu Mei-hui, Hung Li-ching, Vickers Edward. Identity Issues in Taiwan’s History Curriculum. Edward Vickers, Alisa Jones (eds). History Education and National Identity in East Asia. New York, London, Routledge, Taylor and Francis Group, 2005, pp. 101–131.

Corcuff S. History Textbooks, Identity Politics, and Ethnik Introspection in Taiwan: The June 1997 Knowing Taiwan Textbook Controversy and the Questions It Raised on the Various Approaches to “Han” Identity. Eds E. Vickers, A. Jones. History Education and National Identity in East Asia. New York, London, Routledge, Taylor and Francis Group, 2005, pp. 133–169.

Samoylov N. A., Li Suian. Obraz Sovetskogo Soiuza v kitaiskikh uchebnikakh 1950-kh godov [Image of the Soviet Union in the Chinese textbooks in 1950s]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Series 13, 2012, no. 4, pp. 14–22. (In Russian)

Rysakova P. I. The Image of the Soviet Union and Russia in Chinese history textbooks of the 2000s (in the perspective of development of Chinese historiography). Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2017, vol. 9, issue 4, pp. 457–468. (In Russian)

Rysakova P. I., Dmitrenko A. A., Bogomazov N. I. Obraz Oktiabr‘skoi revoliutsii v rossiiskikh i kitaiskikh shkol‘nykh uchebnikakh dlia srednei shkoly 2000-kh gg. [The Image of the October revolution in Russian and Chinese History Textbooks of the 2000s]. Noveishaia istoriia Rossii [Modern History of Russia], 2018, vol. 8, no. 1, pp. 208–217. (In Russian)

Zarrow P. Educating China: knowledge, society and textbooks in a modernizing world, 1902–1937. Cambridge, Cambridge University Press, 2015. 284 p.

Helen R. Chauncey. Schoolhouse Politicians: Locality and State During the Chinese Republic. Honolulu, University of Hawaii Press, 1992. 300 p.

Pepper S. Radicalism and Education Reform in 20th-century China: The search for ideal development model. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. 610 p.

Jones A. Changing the Past to Serve the Present: History Education in Mainland China. Eds E. Vickers, A. Jones. History Education and National Identity in East Asia. New York, London, Routledge, Taylor and Francis Group, 2005, pp. 65–100.

Pingel F. UNESCO Guidebook on Textbook Research and Textbook Revision. 2 nd ed. Paris, Braunschweig, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2010. 83 p.

Kecheng jiaocai yanjiusuo [Institute for Curricular Teaching Materials] (comp.) 20 shiji Zhongguo zhongxiaoxue kecheng biaozhong — jiaoxue dagang huibian. Lishijuan. [Collected twentieth century curriculum standards and teaching outlines for Chinese secondary and primary school: history]. Beijing, Renmin jiaoyu, 2001. 755 p. (In Chinese)

Chu Hui, ed. Beixin lishi jiaoben — Gaoji jiaoxueyong [Higher senior primary school history textbook]. Vol. 4. Shanghai, Beixin shuju, 1932. 70 p. (In Chinese)

Breede M. The Brave New World of Publishing: The symbiotic relationship between printing and book publishing. Oxford, Chandos Publishing, 2008. 193 p.

Chu Hui, ed. Beixin lishi jiaoben — Gaoji jiaoxueyong [Higher senior primary school history textbook]. Vol. 2. Shanghai, Beixin shuju,1932. 46 p. (In Chinese)

Gaoji xiaoxue lishi keben [Higher primary school history textbook]. Vol. 3. Shanghai, Shangwuyin shuguan, 1948. 50 p. (In Chinese)

Chuzhong benguoshi [Junior middle school China’s history textbook]. Vol. 3. Beijing, Xinminyin shuguan, 1939. 110 p. (In Chinese)

Chuzhong benguoshi [Junior middle school China’s history textbook]. Vol. 3. Beijing, Xinminyin shuguan, 1942. 110 p. (In Chinese)

Chuzhong benguo lishi jiaoben [Junior middle school China’s history textbook]. Vol. 3. Shanghai, Shanghai dadong shuju yinxing, 1932. 116 p. Reprinted in 1933. (In Chinese)

Ying Gongjiu, ed. Chuzhong benguoshi [Junior middle school China’s history textbook]. Vol. 3. Nanjing, Zhengzhong shuju, 1936. 158 p. (In Chinese)

Chen Dengyuan, ed. Chenshi gaozhong benguoshi [Senior high school China’s history textbook]. Vol. 2. Shanghai, Shijie shuju, 1935. 338 p. (In Chinese)

Gaoji xiaoxue lishi keben [Higher primary school history textbook]. Vol. 3. Shanghai, Shangwuyin shuguan, 1947. 50 p. (In Chinese)

Chu Hui, ed. Beixin lishi jiaoben — Gaoji jiaoxueyong [Higher senior primary school history textbook]. Vol. 3. Shanghai, Beixin shuju,1932. 51 p. (In Chinese)

Gaoxiao lishi [Higher primary school history textbook]. Vol. 3. Beijing, Zhongguo lianhe chuban gongsi, 1944. 47 p. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

25.06.2019

Как цитировать

Dmitrenko, A. (2019). The Image of the United Kingdom in Chinese History Textbooks of the 1930–1940s. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 11(2), 252–261. https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.209

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки