Stages and perspectives of the development of Dhāraṇī Studies as a branch of Buddhist studies

Авторы

  • Safarali Shomakhmadov Институт восточных рукописей РАН, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.409

Аннотация

Статья посвящена анализу смены методологических подходов к изучению практики рецитации сакральных возглашений (дхарани) в буддизме. Автор статьи выделяет три этапа изучения буддийских сакральных речитативов с нач. XIX в. вплоть до наших дней. Так, первый этап (нач. XIX в. — первая треть XX в.) характеризуется тем, что изучение текстов, содержащих дхарани, происходит в рамках публикации буддийских письменных памятников в целом. Автор статьи указывает на значительный вклад акад. В. П. Васильева в изучение дхарани: идеи относительно изучения буддийских речитативов, сформулированные В. П. Васильевым, определили основные векторы изучения дхарани. Второй этап изучения сакральных изречений (первая треть — конец XX в.) отмечен спецификацией — акцентированием внимания исследователей непосредственно на письменных памятниках, содержащих дхарани. При анализе данного периода автор статьи выделил четыре основных направления современной исследовательской литературы, посвященной изучению практики возглашения буддийских сакральных формул: историческое (функционирование дхарани в определенный исторический период); культовое (праксеологический аспект буддийских сакральных речитативов); иконографическое (исследования образов объектов поклонения, упоминаемых в дхаранических текстах); «концептуальное» (анализ терминологии, понятий, концепций, связанных с практикой рецитации дхарани). Автор статьи указывает на перспективность использования междисциплинарного подхода, позволяющего при изучении буддийских дхарани не только использовать результаты смежных востоковедных дисциплин (индологии — Я. Гонда, Т. Я. Елизаренкова), но и привлекать методы, применяемые при изучении заговоров и заклинаний в славянской традиции (В. Н. Топоров, С. М. Толстая, А. В. Юдин).

Ключевые слова:

дхарани, мантра, паритта, В. П. Васильев, буддийская иконография, междисциплинарный подход

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Waddell L. A. The “Dhāraṇī” Cult in Buddhism, its Origin, deified Literature and Images. Ostasiatische Zeitschrift. Berlin, Oesterheld, 1912, vol. I, no. 2, pp. 155–195.

Burnouf E. Introduction to the history of Indian Buddhism. Tr. into English by K. Buffetrille and D. S. Lopez Jr. Chicago, London, The University of Chicago Press, 2010. 616 p.

Wassiljew W. Der Buddhismus, seine Dogmen, Geschichte und Literatur. Aus dem Russischen übers. [von Theodor Benfey]. Theil 1: Allgemeine Uebersicht. St. Petersburg, Kaiserliche Akademie der Wissenschaften, 1860. XV. 380 p.

Vassilief V. Le Bouddhisme: ses dogmes, son histoire et sa littérature. Trad. du russe par G. A. La Comme et précédé d'un discours préliminaire par Éd. Laboulaye. Partie 1: Aperçu général. Paris, Durand; Duprat, 1863. xxxv. 362 p.

Vasiliev V. P. Buddizm, ego dogmati, istoriia i literature. Chast pervaia. Obscheie obozreniie [Buddhism, its dogmas, history and literature. First part. Common review]. Sankt-Peterburg, 1857. 368 p. (In Russian)

Monier-Williams М. A Sanskrit-English Dictionary etymologically and philologically arranged with special reference to cognate Indo-European Languages. Delhi, Motilal Banarsidass, 1997. 1333 p.

Toporov V. N. Svaha [Svāhā]. Mifi narodov mira. Entsiklopediia [Myths of nations of the World. Encyclopaedia] in 2 vols. Ed. by S. A. Tokarev, vol. 2. Moscow, 1997, vol. 2. 420 p. (in Russian)

Davidson R. M. Studies in Dhāraṇī Literature I: Revisiting the Meaning of the Term Dhāraṇī. Journal of Indian Philosophy, 2009, no. 37 (2), pp. 97–147.

Davidson R. M. Studies in Dhāraṇī Literature II: Pragmatics of Dhāraṇī. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, February 2014, vol. 77, iss. 01, pp. 5–61.

Davidson R. M. Studies in Dhāraṇī Literature III: Seeking the Parameters of a Dhāraṇī-piṭaka, the Formation of the Dhāraṇīsaṃgrahas,and the Place of the Seven Buddhas. Scripture: Canon: Text: Context. Essays Honoring Lewis Lancaster. Ed. by Richard Payne. Berkeley, BDK America, 2014, pp. 119–181.

Payne R. K. Ritual Syntax and Cognitive Theory. Pacific World: Journal of the Institute of Buddhist Studies, Third Series, no. 6, pp. 195–227.

Copp P. Notes on the term ‘Dhāraṇī’ in medieval Chinese Buddhist thought. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 2008, vol. 71, issue 3, pp. 493–508.

Willis M. Avalokiteśvara of the Six Syllables: Locating the Practice of the “Great Vehicle” in the Landscape of Central India. Bulletin of the Asia Institute New Series, 2009, vol. 23, pp. 221–229.

Davidson R. M. Some Observations on the Uṣṇīṣa Abhiṣeka Rites in Atikūṭa’s Dhāraṇīsaṃgraha. Transformations and Transfer of Tantra in Asia and Beyond. Ed. by István Keul. Berlin-Boston, De Gruyter, 2012, pp. 77–97.

Mevissen Gerd J. R. Studies in Pañcarakṣā Manuscript Painting. Berliner Indologische Studien. Berlin, 1989, Band 4/5, pp. 339–374.

Mevissen Gerd J. R. The Indian Connection: Images of Deified Spells in the Arts of Northern Buddhism, Part I. Silk Road Art and Archaeology-1. Kamakura, 1990, pp. 227–246.

Mevissen Gerd J. R. The Indian Connection: Images of Deified Spells in the Arts of Northern Buddhism, Part II. Silk Road Art and Archaeology-2. Kamakura, 1991–92, pp. 351–382.

Gonda J. The Ritual Sūtras. Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1977. 684 p.

Gonda J. Vedic Ritual: the Non-Solemn Rites. Leiden, Köln, E. J. Brill, 1980. 516 p.

Elizarenkova T. Ya. Ob Atharvavede [On Atharvaveda]. Atharvaveda. Izbrannoie [Atharvaveda. Selected parts]. Translation, comments and Introduction by T. Ya. Elizarenkova. Moscow, Publishing firm “Vostochnaia literatura”, 1995, pp. 3–56. (In Russian)

Toporov V. N. Ob indoievropeiskoi zagovornoi traditsii (izbranniie glavi) [On Indo-European spell tradition (selected chapters)]. Issledovaniia v oblasti balto-slavianskoi duhovnoi kulturi. Zagovor [The researchers in the sphere of Baltic-Slavic spiritual culture. Spell]. Мoscow, Nauka, 1993, pp. 3–103. (In Russian)

Coward H. G. The Meaning and power of Mantras in Bhartṛhari’s Vākyapadīya. Understanding Mantras. Ed. by Alper H. P. Delhi, Motilal Banarsidass, 1989, pp. 165–176.

Coward H. G. The Sphoṭa Theory of Language. A Philosophical Analysis. Delhi, Motilal Banarsidass, 1997. 180 p.

Ivanov V. P. Vidyā and Avidyā in Bhartṛhari’s Vākyapadīya. Bhartṛhari: Language, Thought and Reality (Proceeding of the International Seminar). Delhi, December 12–14, 2003. Ed. by M. Chaturvedi. Delhi, Motilal Banardidass, 2003, pp. 253–258.

Ivanov V. P. ‘Atomizm’ v zvukovih postroieniiah indiiskoi tantri [‘Atomism’ in the sonic constructions of Indian Tantra]. Voprosi filosofii [Questions of Philosophy], 2014, no. 6, pp. 135–138. (In Russian)

Ivanov V. P. Klassifikatsiia opredelenii predlozheniia Puniaradzhi vo vtoroi chasti “Vakiapadii” Bhartrihari [The classification of definitions of the sentence of Puṇyarāja in the Second Part of “Vākyapadīya” of Bhartṛhari]. Shabdaprakasha. Zografskii sbornik [Śabdaprakāśa. Zograf Digest], no. 1. St. Petersburg: Publishing house “LEMA”, 2011, pp. 157–174. (In Russian)

Ivanov V. P. “Sarva-darshana-sangraha”. “Panini-darshana” [“Sarva-darśana-saṃgraha”. “Pāṇini-darśana”]. Istopiia filosofii [The history of philosophy], 2000, no. 7, pp. 201–230. (In Russian)

Ivanov V. P. Pratibha i sphota v Vakiapadii Bhartrihari [Pratibhā and sphoṭa in Vākyapadīya of Bhartṛhari]. Vostokovedeniie: Filologicheskiie issledovaniia [Oriental Studies. Philological Researches], vol. 22. St. Petersburg, The publishing house of St. Petersburg State Univ., 2002, pp. 89–96. (In Russian)

Ivanov V. P. Chast i tseloie v lingvofilosofskih modeliah traditsii kashmirskogo shivaizma [Part and whole in the lingual-philosophical models of the tradition of Kashmirian Śaivism]. Piatiie vostokovedniie chteniia pamiati O. O. Rozenberga. Trudi uchastnikov nauchnoi konferentsii [The Fifth Orientalist Seminar in memory of O. O. Rosenberg. The papers of participants of the conference]. St. Petersburg, Publishing house of A. Golod, 2012, pp. 97–113. (In Russian)

Tolstaia S. M. Zagovori [Spells]. Slavianskiie drevnosti: Etnolingvisticheskii slovar [Slavic antiquities: Ethno-linguistic Dictionary], vol. 2. Moscow, Institut slavianovedeniia RAN, 1999, pp. 239–244.

Tolstaia S. M. Zaklinaniia [Incantations]. Slavianskiie drevnosti: Etnolingvisticheskii slovar [Slavic antiquities: Ethno-linguistic Dictionary], vol. 2. Moscow, Institut slavianovedeniia RAN, 1999, pp. 258–260.

Iudin A. V. Onomastikon russkih zagovorov. Imena sobstvenniie v russkom magicheskom folklore [The Onomasticon of Russian Spells. Proper names in the Russian magic folklore]. Мoscow, Moskovskii obschestvennii nauchnii fond, 1997. 319 p.

Bagchi S. (ed.) Suvarṇaprabhāsasūtram. Darbhanga, Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1967. 128 p.

Загрузки

Опубликован

20.12.2018

Как цитировать

Shomakhmadov, S. (2018). Stages and perspectives of the development of Dhāraṇī Studies as a branch of Buddhist studies. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 10(4), 525–535. https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.409

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы востоковедения и африканистики: дискуссия