Суфизм у среднеазиатских тюрок в Караханидский период (XI–XII вв.): основные черты и крупнейшие представители
Аннотация
В статье кратко рассмотрены основные школы, направления и крупнейшие представители в Средней Азии XI–XII вв. массового аскетического и мистического учения в исламе — суфизма. В эту эпоху, когда жили и проповедовали первые тюркские суфии (Ходжа Ахмад Йасави (ум. 1166), его предшественники и последователи), исламский мистицизм, развиваясь как учение о путях духовного общения и воссоединения с Единым Богом и сохраняя тем самым монотеистический характер, превратился в «массовую религию ислама» (Дж. С. Тримингэм). Многие его представители действовали среди тюркских кочевников как исламские миссионеры. Они принадлежали в основном к «умеренной» школе Джунайда ал-Багдади (ум. 910), строго соблюдали законы шариата и стремились примирить положения суфизма с нормативным исламом. В XII в. в Средней Азии на этой почве формируется первое чисто тюркское направление в исламском мистицизме — школа, а позднее орден (братство), Йасавийа.
Ключевые слова:
среднеазиатский суфизм, исламский мистицизм, школы суфизма, суфийские ордены (братства), «умеренный» суфизм, аскетизм, нормативный ислам, шари‘ат
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.