Суфизм у среднеазиатских тюрок в Караханидский период (XI–XII вв.): основные черты и крупнейшие представители

Авторы

  • Алексей Игоревич Пылев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Аннотация

В статье кратко рассмотрены основные школы, направления и крупнейшие представители в Средней Азии XI–XII вв. массового аскетического и мистического учения в исламе — суфизма. В эту эпоху, когда жили и проповедовали первые тюркские суфии (Ходжа Ахмад Йасави (ум. 1166), его предшественники и последователи), исламский мистицизм, развиваясь как учение о путях духовного общения и воссоединения с Единым Богом и сохраняя тем самым монотеистический характер, превратился в «массовую религию ислама» (Дж. С. Тримингэм). Многие его представители действовали среди тюркских кочевников как исламские миссионеры. Они принадлежали в основном к «умеренной» школе Джунайда ал-Багдади (ум. 910), строго соблюдали законы шариата и стремились примирить положения суфизма с нормативным исламом. В XII в. в Средней Азии на этой почве формируется первое чисто тюркское направление в исламском мистицизме — школа, а позднее орден (братство), Йасавийа.

Ключевые слова:

среднеазиатский суфизм, исламский мистицизм, школы суфизма, суфийские ордены (братства), «умеренный» суфизм, аскетизм, нормативный ислам, шари‘ат

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в Иране в VII–XV веках: курс лекций. Л.: ЛГУ, 1966. 400 с.

Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / под ред. и с пред. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука, 1989. 328 с.

Дроздов В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995. 80 с.

Снесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. 216 с.

Абу Хамид Ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа’ ‘улум ад-дин): избранные главы / пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М.: Наука, 1980. 376 с.

Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990. 116 с.

Бертельс Е. Э. Изречение Ибрахима ибн Адхама в поэме «Кутадгу-билик» // Бертельс Е. Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. С. 181–187.

Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана // Бартольд В. В. Сочинения: в 9 т. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. Т. 2. Ч. 1. С. 169–433.

Yusup Has Hadžip. Kutadgu Bilig. Shinhua: Millatlar nashriyyati, 1984. 1370 b. (на новоуйгурском языке).

Юсуф Баласагуни. Благодатное знание / пер. С. Н. Иванова; вступ. ст. М. С. Фомкина; прим. А. Н. Малеховой. Л.: Советский писатель, 1990. 560 с.

Сайф ад-Дин Бахарзи. Рисале дар ‘ишк / введ., пер. с перс. и комм. В. А. Дроздова // Восток. 1996. № 4. С. 120–135.

Демидов С. М. Суфизм в Туркмении: эволюция и пережитки. Ашхабад: Ылым, 1978. 176 с.

Бертельс Е. Э. [Происхождение суфизма и зарождениесуфийской литературы] // Бертельс Е. Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. С. 13–54.

Акимушкин О. Ф. Ал-Джунайд // Ислам: энциклопедический словарь / сост. Г. В. Милославский и др. М.: Наука, 1991. С. 69.

Ал-Кушайри. Азбука мистического пути: Кушайриево послание о суфийской науке / пер. с араб., коммент. и вступ. статья А. Д. Кныша // Ступени. 1992. № 2. С. 117–138.

Акимушкин О. Ф. Абу Са‘ид Майхани // Ислам: энциклопедический словарь / сост. Г. В. Милославский и др. М.: Наука, 1991. С. 11.

Mevlana Ali Bin Huseyn Safi. Reşahat Ayn el-Hayat: Can Damlaları / Ozleştiren N. Fazıl Kısakurek. İstanbul: Kamer, 1991. 408 s. (на турецком языке).

Девин ДиУис. Маша’их-и турк и Хваджаган: переосмысление связей между суфийскими традициями Йасавийа и Накшбандийа // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): сб. ст. памяти Фритца Майера (1912–1998) / сост. и отв. ред. А. А. Хисматулин. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 211–243.

Жуковский В. А. Древности Закаспийского края: развалины Старого Мерва. СПб., 1894. 216 с.

Ahmed-i Yesevi. Divan-ı Hikmet’ten Secmeler / hazırlayan Prof. Dr. Kemal Eraslan. Ankara: Kultur Bakanlığı, 1991. 498 s. (на турецком языке).

Mehmed Fuad Koprulu. Turk Edebiyatında İlk Mutasavvıfl ar: 7. Baskı. Ankara: Diyanet İşleri Bakanlığı, 1991. 464 s. (на турецком языке).

Madelung W. Yusuf al-Hamadani and the Naqšband’yya // Quaderni di Studi Arabi. 1987–1988. 5–6. P. 499–508.

История Узбекской ССР: в 4 т. / отв. ред. Я. Г. Гулямов. Ташкент: Фан, 1967. Т. 1. 772 с.

Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург: Тип. Б. Бреслина, 1886. 334 с.

Загрузки

Опубликован

20.03.2012

Как цитировать

Пылев, А. И. (2012). Суфизм у среднеазиатских тюрок в Караханидский период (XI–XII вв.): основные черты и крупнейшие представители. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, (1), 75–84. извлечено от https://aasjournal.spbu.ru/article/view/2306

Выпуск

Раздел

История и источниковедение