Эфиопская сакральная живопись: проблемы периодизации

Авторы

  • Валерия Николаевна Семенова Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

Аннотация

Развитие эфиопской иконописи на протяжении XII–XIX вв. дает нам картину развития всего государства, историю его взаимоотношений с другими странами, прежде всего с Ближним Востоком IV–IX вв. н. э. и с Западной Европой XV–XVII вв. н. э. Культура Эфиопии, страны, долгое время считавшейся изолированной от мира мусульманской традицией красноморского региона, впитала в себя и сохранила древнее искусство, уходящее своими корнями в коптский Египет, Палестину, Византию. Миниатюры, иконы, церковная роспись демонстрируют влияние венецианского искусства, арабской орнаментики, готического стиля. Адаптация христианского наследия местной традицией привела к появлению оригинальных художественных стилей, эволюция которых на протяжении последних восьми веков послужила темой этой статьи. В условиях недостаточности письменных источников предметы религиозного культа выступают важным, иногда единственным источником по истории и культуре страны.

Ключевые слова:

Эфиопская сакральная живопись, икона, образ, иконография, стиль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Heldman M. E., Balicka-Witakowska E. Painting // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2010. Vol. 4. P. 90–101.

Chojnacki S. Attempts at the Periodization of Ethiopian Painting: a Summary from 1960 to the Present // Proceedings of the Sixth International Conference on the History of the Ethiopian Art. Addis Abeba, 5–8 November 2002. Addis Abeba: Institute of Ethiopian Studies, Addis Abeba University, 2003. P. 3–30.

Mercier J. Ethiopian Art History // Ethiopian Art: the Walters Art Museum. Lingfi eld, Surrey, UK: Third Millennium Publishing, 2001. P. 45–73.

Heldman M. E., Munto-Hay S. C. African Zion: the sacred art of Ethiopia. Catalogue. Addis Ababa: The Institute of Ethiopian Studies, 2006. 272 p.

Hahn W. Die Geschichte Äthiopiens // Äthiopien. Christentum zwischen Orient und Afrika. München: Staatliches Museum für Völkerkunde, 2002. S. 11–25.

Balicka-Witakowska E. Maiestas Domini // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol. 3. P. 665–667.

Тураев Б. А., Айналов Д. В. Произведения абиссинской живописи, собранные доктором А. И. Кохановским // Христианский Восток. СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1913. Т. II, вып. 2. C. 199–215.

Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII–XVI вв. М.: Наука, 1982. 308 с.

Chojnacki S. Geschichte der Tafelmalerei in Athiopien vom 15.-20. Jahrhundert // Athiopien. Christentum zwischen Orient und Afrika. Munchen: Staatliches Museum fur Volkerkunde, 2002. S. 40–69.

Heldman M. E. Th e Marian Icons of the Painter Frē Seyon. A study in the Fift eenth-Century Ethiopian Art, Patronage and Spirituality. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1994. 220 p.

Семенова В. Н. Иконографический канон в эфиопской художественной традиции начала XXI (по материалам экспедиции МАЭ РАН в Эфиопию 22 марта — 5 апреля 2008) // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 295–298.

Загрузки

Опубликован

20.06.2013

Как цитировать

Семенова, В. Н. (2013). Эфиопская сакральная живопись: проблемы периодизации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, (2), 100–110. извлечено от https://aasjournal.spbu.ru/article/view/2238

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)