Отношения между неортодоксальными мусульманами и христианами в Центральной Румелии в первые века османского владычества согласно агиографии трех мусульманских святых

Авторы

  • Татьяна Дмитриевна Бондаренко Институт балканистики с центром по фракологии Болгарской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.303

Аннотация

Представление о том, каким был образ христиан в произведениях неортодоксальных мусульман, позволяет углубить понимание того, как осуществлялось взаимодействие между представителями двух религий в первые века османского владычества на Балканах. На материалах вилайет-наме трех мусульманских святых, чьи культы обрели популярность на Балканах (Сары Салтыка, Османа Баба и Демира Баба), в данной статье рассматриваются образ христиан, с которыми взаимодействовали дервиши, динамика изменений этого образа, а также характер их взаимодействий. Основными категориями христиан, с которыми взаимодействовали рассматриваемые в работе мусульманские святые, были воины и простое сельское и городское население (в случае с Сары Салтыком также можно отдельно выделить представителей духовной и светской власти христианского мира). В то время как христианские воины неизменно предстают врагами, простое население зачастую получает помощь дервишей вне зависимости от их религиозной принадлежности. Стоит отметить, что религия представителей простого населения указана далеко не всегда, но ее можно определить по косвенным признакам вроде демографических данных упомянутого места действия. Можно установить, что на формирование образа христиан в вилайет-наме сильное влияние оказывали политическая ситуация, связанная с неортодоксальными мусульманами в современный им период, а также их взаимоотношения с государством и дервишами из орденов, лояльных власти. Постепенно именно представители власти и других орденов становятся главными антагонистами мусульманских святых, в то время как противостояние с христианами постепенно теряет актуальность. Другим фактором, влияющим на образ балканских христиан в мусульманской агиографии, можно назвать постепенное перемещение границы государства на запад и становление центральной Румелии частью хинтерланда османского государства.

Ключевые слова:

неортодоксальный ислам, дервиши, образ другого, ислам на Балканах, Румелия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Köprülü M. F. The Origins of the Ottoman Empire. Transl., ed. by G. Leiser. Albany, State University of New York Press, 1992. 155 p.

Wittek P. The rise of the Ottoman Empire. London, Royal Asiatic Society, 1938. 224 p.

Barkan Ö. L. Osmanlı İmparatorluğunda bir İskan ve Kolonizasyon Metodu Olarak Vakıflar ve Temlikler I: İstila Devirlerinin Kolonizatör Türk Dervişleri ve Zaviyeler. Vakıflar Degrisi, 1942, no. 2, pp. 279–386. (In Turkish)

Vryonis S. The Decline of Medieval Helenism in Asia Minor. Berkeley, University of California Press, 1971. 532 p.

Kafadar C. Between Two Worlds: The Construction of the Ottoman State. Berkeley; Los Angeles; London, University of California Press, 1995. 221 p.

Gramatikova N. Neortodoksalniyat islyam v balgarskite zemi. Minalo i savremennost. Sofia, Gutenberg, 2011. 599 p. (In Bulgarian)

Danova N. Predstava za “drugia”. Predstavata za “drugia” na Balkanite. Sofia, Prof. Marin Drinov, 1995, pp. 5–9. (In Bulgarian)

Hagen G. Heroes and Saints in Anatolian Turkish Literature. Oriente Moderno, 2009, vol. 89, no. 2, 2009, pp. 349–361.

Trimingham. J. S. Sufijskie ordeny v islame. Moscow; Sofia, 2002. 480 p. (In Russian)

Rusev D. Sarı Saltuk and the Nomads in 13th-Century Dobruja: Pre-Ottoman Sources and Realities. Chronica, 2023, vol. 21: Nomads and their Neighbors in the Middle Ages, pp. 201–246.

Akalın S. H. Ebu’l-Hayr-ı Rûmî’nin Saltuk-nâme’si. Belleten, 1992, vol. 40, pp. 37–59. (In Turkish)

Ebu’l Hayr-ı Rûmî. Saltıknâme (Saltık Gazi Destani). Cilt I, II, III. Haz. N. Demir, M. D. Edem. Ankara, Destan Yayınevi, 2007. 702 p. (In Turkish)

Karamustafa A. T. Islamization through the Lens of the Saltukname. Islam and Christianity in Medieval Anatolia. Ed. by A. C. S. Peacock, B. De Nicola, S. N. Yıldız. London; New York, Routledge, 2015, pp. 354–359.

Inalcık H. Stefan Duşan’dan Osmanlı İmparatorluğuna. XV. Asırda Rumeli’de Hıristiyan Sipahiler ve Menşeleri. Fatih Devri Üzerine Tedkik ve Vesikalar, 1954, no. 1, pp. 137–184. (In Turkish)

Kılıç F., Bülbül T., Arslan M. Otman Baba Velâyetnamesi (Tenkitli Metin). Ankara, Grafiker Ofset, 2007. 346 p.

Ocak A. Y. Kalenderiler: Osmanlı İmparatorluğu’nda Marjinal Sufilik — XIV–XVII. Istanbul, Yüzyıllar. ‎Timaş Yayınları, 2016. 384 p.

Karamustafa A. T. God’s Unruly Friends: Dervish Groups in the Islamic Later Middle Period, 1200– 1550. Salt Lake City, University of Utah Press, 1994. 192 p.

Aleksiev B. Vremeto vav vilayetnameto na Otman Baba. Vremeto na Balkanite: Ezik, Istoria, Pamet. Red. V. Yankova, I. Saraivanova. Shumen, Universitetsko izdatelstvo „Episkop Konstantin Preslavski“, 2014, pp. 122–127. (In Bulgarian)

Inalcık H. Dervish and Sultan: An Analysis of the Otman Baba Vilāyetnāmesi. The Middle East and the Balkans under the Ottoman Empire: Essays on Economy and Society. Bloomington, Indiana University Turkish Studies, 1993, pp. 19–36.

Averyanov Y. A. Lingvokulyturniye osobennosti sozdania obrazov inovertsev (hristian) v “Vilayet-name-i Otman Baba” (XV v.). Strategii mezhbalkanskoy kommunikatsii: Perevod. Pereskaz. Umolchanie. Ed.-in-chief I. A. Sedakova, eds M. M. Makartsev, T. V. Civjan. Moscow, Institut slavianovedeniia RAN Publ.; Indrik Publ., 2021, pp. 137–141. (In Russian)

Mutafova K. Toposi na gradskoto prostranstvo v osmanskata dokumentatsia ot XVІ–XVІІ vek (na primera na Tarnovo, Nikopol i Vratsa). Balkanite — ezik, istoria, kultura, 2015, vol. 4. pp. 39–62. (In Bulgarian)

Boykov G. Abdāl-affiliated Convents and “Sunnitizing” Halveti Dervishes in Sixteenth-Century Ottoman Rumeli. Historicizing Sunni Islam in the Ottoman Empire, c. 1450 — c. 1750. Islamic History and Civilization, 2020, vol. 177, pp. 308–340.

Krstić T. Illuminated by the Light of Islam and the Glory of the Ottoman Self-Narratives of Conversion to Islam in the Age of Confessionalization. Comparative Studies in Society and History, 2009, 51/1, pp. 35–63.

Antov N. The Ottoman ‘Wild West’: The Balkan Frontier in the Fifteenth and Sixteenth Centuries. Cambridge, Cambridge University Press, 2018. 342 p.

Kılıç F. Bülbül T. Demir Baba Velâyetnâmesi (İnceleme–Tenkitli Metin). Ankara, Grafiker Yayınları, 2011. 199 p.

Gramatikova N. Zhitieto na Demir Baba i sazdavaneto na rakopisi ot heterodoksnite techenia na islyama v Severoiztochna Bulgaria (izvor za kulturnata i religioznata im istoria). Myusyulmanskata kultura v balgarskite zemi. Izsledvania. Sast. R. Gradeva, S. Ivanova. Sofia, IMIR, 1998, pp. 400–436. (In Bulgarian)

Ilyev B. Legendite za Demir Baba — Zhelezniyat Bashta. Demir Baba — Zhelezniyat Bashta. Sbornik Legendi i Nauchni Izsledvaniya. Sast. B. Iliev, A. Kanev. Sofia, Kulturnoprosvetno druzhestvo „Rodno Ludogorie“, 2005, pp. 12–45. (In Bulgarian)

Georgieva G., Sabev O. Muslim Mystical Brotherhoods in the Town of Shumen 17th–19th Centuries. History of Muslim Culture in Bulgarian Lands. Sofia, IMIR, 2001, pp. 300–324. (In Bulgarian)

Boykov G., Kiprovska M. Vakafskite Sela i Sgradi v Balgaria prez Osmanskiya Period. Vakafite v Balgaria. Sofia, St. Kliment Ohridski University Press, 2020, pp. 37–109. (In Bulgarian)

Inalcık H. The Ottoman Empire: The Classical Age 1300–1600. Westpost, Praeger, 2001. 272 p.

Karakaya-Strump A. Who really were the Kizilbash? A rethinking of the Kizilbash movement in light of new sources and research. The Safavid World. London; New York, Routledge, 2021, pp. 37–56.

Mikov L. Sofiyanetsat Bali Edendi i negovata grobnitsa. 2010. Available at: http://bulgaristanalperenleri.blogspot.com/2010/05/blog-post_9256.html?m=1. (In Bulgarian)

Zarinebaf-Shahr F. Qızılbash “Heresy” and Rebellion in Ottoman Anatolia During the Sixteenth Century. Anatolia Moderna. Yeni Anadolu, 1997, no. 7, pp. 1–15.

Hagen G. Chaos, Order, Power, Salvation: Heroic Hagiography’s Response to the Ottoman Fifteenth Century. Journal of the Ottoman and Turkish Studies Association, 2014, vol. 1, no. 1–2, pp. 91–109.

Gradeva R.Turtsite v balgarskata knizhnina, XV–XVIII vek. Balkanski identichnosti v balgarskata kultura ot modernata epoha. Sast. N.Aretov i N.Chernokozhev. 2001, pp. 112–134. Available at: https://balkansbg.eu/bg/content/b-identichnosti/140-turtzite-v-balgarskata-knizhnina-hv-hviii-v.html. (In Bulgarian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Как цитировать

Бондаренко, Т. Д. (2024). Отношения между неортодоксальными мусульманами и христианами в Центральной Румелии в первые века османского владычества согласно агиографии трех мусульманских святых. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 16(3), 545– 557. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.303

Выпуск

Раздел

История и источниковедение