Роман «Дворец иллюзий» Читры Банерджи Дивакаруни как пример кросс-культурной гибридизации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.406Аннотация
В романе «Дворец иллюзий» (2008) популярной американской писательницы индийского происхождения Читры Банерджи Дивакаруни древнеиндийский эпос «Махабхарата» излагается от лица его главной героини Драупади. Тем самым автор дает новое прочтение и интерпретацию тексту, представляющему собой крайне важную и почитаемую часть индийского культурного наследия. Образ Драупади в романе не соответствует традиционному образу эпической героини. Ее мотивы и характер осовременены и понятны современному читателю, ее чаяния и голос принадлежат женщине нашего времени. В то же время можно обнаружить, что в идейном плане роман достаточно близко следует философским концепциям древнеиндийского эпоса. Чтобы обосновать такой вывод, в исследовании основные идеи романа сопоставлены с философскими положениями, представленными в «Бхагавадгите», которая является частью
шестой книги эпоса и воспринимается в наши дни как доктринальное и философско-нравственное ядро «Махабхараты». В романе Ч. Б. Дивакаруни истории мифического прошлого реконструируются, интерпретируются с позиций современности и используются для поиска ответов на актуальные сегодня вопросы (о предназначении человека, поиске любви и счастья, его месте в мире и т. д.). При этом во «Дворце иллюзий» сочетаются элементы современного западного и традиционного индийского мировоззрений. Таким образом, роман обращен как к ортодоксальным традиционалистам, так и к представителям диаспоры, теряющим связь со своим культурным наследием. Его можно рассматривать как интересный пример культурной и межкультурной гибридизации.
Ключевые слова:
Махабхарата, индийский эпос, Дворец иллюзий, Читра Банерджи Дивакаруни, индийское наследие, ревизионизм, литература диаспоры, межкультурная гибридизация.
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.