Неотрадиционализм хартии манден
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.203Аннотация
Хартия манден, согласно традиции, была принята в 1236 г. в Курукан Фуга (Мали) после победы легендарного правителя империи Мали Сундьяты Кейта над Сумаоро Канте, предводителем войска сусу. Это свод норм, который был создан для организации империи Мали. В 2009 г. ЮНЕСКО включила хартию в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Хартия, как и клятва охотников (1222), является произведением устной традиции и была задокументирована только в 1998 г. О ее подлинности идут споры. Существуют различные варианты зафиксированных устных текстов. Исходя из результатов предыдущих исследований автора, как полевых, так и анализа устной традиции, можно с уверенностью утверждать, что хартия передает основные социальные нормы общества манден, однако в ней есть современные идеи. В Гвинее недалеко от деревни Ньягассоля есть место, аналогичное Курукан Фуга, где до недавних пор собирались основные семьи манден для принятия важных решений. Информанты говорили, что там бывал и сам Сундьята. Сегодня хартия может быть еще более важна, чем раньше, поэтому она и стала объектом внимания и у народов манден, и за рубежом. Как и вся устная традиция, хартия вносит изменения в историю. Такая корректировка неизбежна, так как история нужна не для прошлого, а для настоящего и будущего. Хартия, как и эпические сказания, — важный элемент в самоидентификации манден.
Ключевые слова:
манден, хартия, устная традиция
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.