Курильницы в ароматической культуре Японии: от материковых заимствований до создания уникальной традиции

Авторы

  • Елена Эдмундовна Войтишек Новосибирский государственный университет, Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
  • Елизавета Борисовна Смолкина Новосибирский государственный университет, Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.102

Аннотация

Аромакультура каждой нации представляет собой уникальный продукт соответствующего исторического и ольфакторного опыта, географических условий, религиозных и этнокультурных традиций. В странах Восточной Азии ароматическая культура издавна играла важную символическую и социокультурную роль, отражая общие тенденции развития культуры в разные исторические периоды. В Японии к настоящему времени традиционная ароматическая культура проявляется в трех основных сферах - религиозной, санитарно-гигиенической и художественной. Все эти сферы функционирования аромакультуры тесно связаны с историко-культурными процессами в регионе. Со времени появления буддизма на Японском архипелаге в VI в. через религиозные, бытовые и художественные практики шло усвоение материковых традиций, одновременно на уровне сюжетов, форм и символики изделий вырабатывались новые принципы использования богатейшего арсенала ароматической культуры. Вплоть до настоящего времени благовониям и ароматическому сырью отводится значительное место в художественно-эстетической сфере, религиозно-культовой деятельности и в бытовых нуждах населения Японии. В связи с этим курильницы как главный элемент инструментария культуры благовоний приобретают особое значение при изучении истории японской культуры в целом. Представлен обзор керамических, фарфоровых и бронзовых курильниц ведущих японских школ, выявлены основные тенденции в их изготовлении на территории Японии. Через анализ специфических характеристик японских курильниц дан краткий обзор существующих центров, подчеркнута их преемственная связь с материковыми традициями. Вместе с тем выявлены специфические характеристики, позволяющие считать японскую традицию изготовления курильниц из керамики, фарфора, бронзы и стекла уникальным национальным достижением.

Ключевые слова:

ароматическая культура, Восточная Азия, Япония, курильницы, материковое влияние, керамика, бронза, техники Арита, Набэсима, Сацума, Кутани, Киё-мидзу, Такаока

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Morita Kyoko. The book of incense. Enjoying the Traditional Art of Japanese Scents. New York, Kodansha USA, 2015. 134 р.

Introduction to the art of kōdō. Kyoto, Tankōsha, 2010. 175 p. (In Japanese)

Jimbo Hiroyuki. Encyclopedia of the history of art of incense. Tokyo, Kashiwa shobo, 2003. 454 p.(In Japanese)

Nakamura Hajime. Illustrated encyclopedia of Buddhist concepts. Tokyo, Tokyo shoseki, 1988. 760 p. (In Japanese)

Xin Yue. The heart is fascinated by the “three elegant ways”. Jingji ribao, 2018, no. 2 (007). https://doi.org/10.28425/n.cnki.njjrb.2018.002955. (In Chinese)

Chun Dao. Yadao xiangchuan — zhongguo chanzong meixue zhihui duben [Following the path of excellence — a book on the aesthetics and wisdom of Chinese Ch’an teachings]. Shanghai, Wenhui chubanshe, 2020. 333 р. (In Chinese)

Voytishek E., Rechkalova A. Agar tree as a phenomenon of aromatic culture in Japan: classifications and features. Yaponskiie issledovaniia, 2020, vol. 3, pp. 65–89. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10020. (In Russian)

Voytishek E., Rechkalova A., Ilyina A. ., Kumpol T. Items of luxury in the system of economic and cultural connections between Japanese archipelago and mainland. Yaponiia XXI Nova: era i vek. St Petersburg, Art-xpress, 2020, pp. 531–545. (In Russian)

Toda Sōan, Mekata Sōko, Hachiya Sōgen, Hata Masataka, Ōta Kiyoshi. Incense in tea ceremony: shape and usage techniques. Kyoto, Tankosha, 2005. 127 p. (In Japanese)

Fragrance of Japan, ed. by Shoyeidō company. Tokyo, Corona boks, 2005. 126 p. (In Japanese)

Peace and Harmony. The Divine Spectra of China’s Fragrant Harbour. A Collection of 108 Aloes ofSacred Scripture and Related Artifacts. Ed. by P. Kan. Hong Kong, Trinity International Limited, 2011. 289 р. (In Chinese and English)

Prasol A. The death of Oda Nobunaga: causes and circumstances. Bulleten Universiteta Mezhdunarodnyh i informatsionnyh issledovanii v Niigata, 2014, vol. 17, pp. 39–63. (In Russian)

Description of items in the collection of Honnōji. Hokkeshū daihonzan Honnōji. Available at: https://www.kyoto-honnouji.jp/info/houmotsukan.html (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Three-legged frog bringing luck during the COVID-19 pandemic. Nezu hakubutsukan. Available at: https://www.seikado.jp/17423 (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Celadon incense burner with a figure of plover. Japanese cultural heritage data base. Available at: https://bunka.nii.ac.jp/heritages/detail/85763 (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Seto ware lion incense burner. Nezu museum website. Available at: https://www.nezu-muse.or.jp/jp/collection/detail.php?id=40408 (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Voytishek E., Yao S. Boshanlu censers in China’s incense culture: Symbols and social functions. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afrikanistika, 2018, vol. 10, iss. 4, pp. 510–524. https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.408. (In Russian)

Voytishek E. Korean incense burner Baekje and the tradition of using the boshanlu incense burner in Eastern Asia. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia, 2019, vol. 18, iss. 10: Oriental studies, pp. 24–40. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-10-24-40. (In Russian)

Tachi Ryūshi. Zen buddhism utensils. Incense burners, Online publication on Hanazono. University website, 2018, pp. 11–13. Available at: http://iriz.hanazono.ac.jp/yomimono/tachi.html (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Voytishek E. Evolution of symbols 源氏香 genji-kō in Japanese art. Istoriia i kultura traditsionnoi Yaponii 11. Ed. by I. Smirnova, A. Mescheryakov. Moscow, NRU HSE Publ.; St Petersburg, Giperion Publ. 2018, pp. 210–220. (Orientalia et Classica. Issue I (LXXI). (In Russian)

Horiguchi Satoru, Jung Dinah. Kōdō — Its Spiritual and Game Elements and Its Interrelations with the Japanese Literary Arts. Journal of the Royal Asiatic Society, 2013, vol. 23, no. 1, special issue: Perfumery and Ritual in Asia, pp. 69–84.

Elephant incense burner with overglaze polychrome picture. Japanese cultural heritage data base. Available at: https://bunka.nii.ac.jp/heritages/detail/447765 (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

History of Li Sampei, Tōsō Ri Sanpei yō. Available at: https://toso-lesanpei.com/history (accessed: 19.08.2021). (In Japanese)

Sherman E. Lee. A history of Far Eastern art. New York, Harry N. Abrams, 1994. 576 p.

Lerner M. Blue and White: Early Japanese Export Ware. The Metropolitan Museum of Art. 1978. Available at: https://www.metmuseum.org/art/metpublications/blue_and_white_early_japanese_export_ware (accessed: 06.08.2021).

Willmann A. Edo-period Japanese porcelain. Heilbrunn Timeline of Art History. Essays. 2011. Available at: https://www.metmuseum.org/toah/hd/jpor/hd_jpor.htm (accessed: 06.08.2021).

Shinkova A. History, analysis and attribution of Japanese porcelain items Arita (using the example of Irkutsk regional Art Museum collection). Izvestiia Uralskogo federalnogo universiteta. Issue 2: Humanities, 2017, vol. 19, no. 1 (160), pp. 43–61. (In Russian)

Exhibition of Sakaida kakiemon XV. Catalogue. Osaka, Kabukigaisha Tenmaya Fukuyama-ten, 2021. 83 p. (In Japanese)

Hart Ernest. Japanese art work. The Journal of the Society of Arts, 1886, vol. 34, no. 1772, pp. 1267–1282.

Kovalchuk M. Ceramic art of Kūshū island in XVI–XVII Centuries: «Karatsu», «Imari», «Satsuma». Izvestiia Vostochnogo instituta Dalnevostochnogo gosudarstvennogo universiteta, 1998, vol. S, pp. 169–181. (In Russian)

Kutani Modern. Tokyo, Geijutsu shimbunsha, 2019. 203 p. (In Japanese)

Smolkina E. Characteristics of Japanese Kutani ware (using the example of Isokichi artisans). Aktualnyie voprosy izucheniia istorii, mezhdunarodryh otnoshenii i kultur stran Vostoka: Proceedings of the international scientific conference. Novosibirsk, Novosibirsk State University, 2020, pp. 119–126. (In Russian)

Egorova A. Japanese ceramic of Edo period (1600–1868): Cultural context and attribution. St Petersburg, Peterburgskoie vostokovedeniie Publ., 2020. 284 p. (In Russian)

The secret of creation of pheasant incense burner by Nonomura Ninsei is revealed! Waraku web Nihon bunka no iriguchi magazin. Available at: https://intojapanwaraku.com/art/147395/ (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Incense store Shōeidō. Available at: www.shoyeido.co.jp (accessed: 06.08.2021). (In Japanese)

Voytishek E., Shmakova A. Time measurement through incense in Eastern Asia. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia, 2021, vol. 20, no. 4: Vostokovedeniie, pp. 109–124. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-109-124. (In Russian)

Incense tools. Elegance and refinement. Kyoto, Tankōsha, 2005. 256 p. (In Japanese)

Загрузки

Опубликован

26.05.2022

Как цитировать

Войтишек, Е. Э., & Смолкина, Е. Б. (2022). Курильницы в ароматической культуре Японии: от материковых заимствований до создания уникальной традиции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 14(1), 13–39. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.102

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки