Interpretations of Fyodor Dostoevsky’s “The Idiot” by Akira Kurosawa and Andrzej Wajda: A comparative analysis

Авторы

  • Xiaoxing Wang Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 11

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2018.202

Аннотация

К наследию Ф. М. Достоевского неоднократно обращались и продолжают обращаться кинорежиссеры со всего мира, в том числе и из далекой Азии. Яркой попыткой «перекодировки» текста Федора Михайловича Достоевского в азиатской кинематографии является «Идиот» японского режиссера Акиры Куросавы. Прежде всего этот фильм делают особенным вольные изменения Куросавы в месте и времени действия. История развивается в середине ХХ в. на заснеженном острове Хоккайдо, в послевоенной Японии c японскими героями. Помещая историю в японские реалии, Куросава не иллюстрирует литературное произведение, а переплавляет первоисточник в кинематографическую форму, передавая в точности дух романа Достоевского. Но в то же время, несмотря на глубокое понимание русского мира, великий режиссер остается неизменным носителем восточного культурного кода. Истолкование произведения Достоевского Акира Куросава ведет сквозь призму истории и национальной традиции своей страны. Печать древней азиатской культуры в фильме проявляется как в сюжетной линии, так и в визуальном ряде. Как и в других картинах Куросавы, в «Идиоте» применены приемы древнего японского театра Но. Для сравнения в статье приведен анализ фильма польского режиссера Анджея Вайды «Настасья», снятого по мотивам романа Достоевского и построенного также по эстетике традиционного театра Японии.

Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский, Идиот, Акира Куросава, Настасья, Анджей Вайда, 1951 г., театр Но, театр Кабуки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Kinosita Т. Antropologiia i poetica tvorchestva Dostoevskogo: sbornik statei [Anthropology and the Poetics of Dostoyevsky. Сollection of articles]. St. Petersburg, Serebrenii vek Publ., 2005. 208 p. (In Russian)

Richie, Donald. The Films of Akira Kurosawa. Berkeley, Los Angeles, University of California Press, 1998. 273 p.

Kurosawa, Akira. Something Like An Autobiography. Translated by Audie E. Bock. New York, Knopf Doubleday Publishing Group. 240 p.

Prince, Stephen. The Warrior’s Camera: The Cinema of Akira Kurosawa. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1999. 417 p.

Satō, Tadao. Currents in Japanese Cinema. Translated by Gregory Barrett. New York, Kodansha International, 1987. 288 p.

Ghens I. Tosiro Mifune [Тoshiro Mifune. Masters of Foreigh Cinema]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974. 134 p. (In Russian)

Nakamura К. Chuvstvo zhizni i smerti Dostoevskogo [Dostoevsky’ Sense of Life and Death]. St. Petersburg, Dmitry Bulanin, 1997. 331 p. (In Russian)

Dostoyevskaya A. G. Rasshifrovannii dnevnik [Deciphered Diary. Literary Heritage in 105 volumes]. Мoscow, Nauka Publ., 1973, vol. 86, pp. 155–290. (In Russian)

Patterson, David. Literature And Spirit: Essays on Bakhtin and His Contemporaries. Lexington, Kentucky, University Press of Kentucky, 2015. 176 p.

Gundzii М. Iaponsky teart Kabuki [Japanese theatre Kabuki]. Мoscow, Progress Publ., 1969. 221 p. (In Russian)

Dostoevsky, F. Complete Novels of Fyodor Dostoyevsky: Novels and Novellas by the Great Russian Novelist, Journalist and Philosopher, including Crime and Punishment, The Idiot, The Brothers Karamazov, Demons, The House of the Dead and many more. Translated by Constance Garnett. E-artnow, 2015. 3800 p.

Cardullo, B. (ed.). Akira Kurosawa: Interviews. Jackson, Univ. Press of Mississippi, 2008. 194 p.

Rubanova I. I. Andrzei Waida: Ekhat’ v Ameriku mne bylo nezachem [I Didn’t Need to Go to America]. Izvestia. 06.05.2013. Available at: http://izvestia.ru/news/276311" target="_blank">http://izvestia.ru/news/276311 (accessed: 06.05.2016). (In Russian)

Lubarskaya I. Yu. Peisazh posle bitvy [Landscape after the Battle]. Itogi. 06608 04.02.2008. Available at: http://www.itogi.ru/iskus/2008/6/3374.html" target="_blank">http://www.itogi.ru/iskus/2008/6/3374.html (accessed: 04.05.2016). (In Russian)

Mezur, K. Beautiful Boys/Outlaw Bodies: Devising Kabuki Female-Likeness. New York, Palgrave Macmillan, 2005. 319 p.

Miyake, Syutaro. Kabuki Drama. Routledge, 2013. 74 p.

Anarina N. G. Iaponsky teatr No [Japanese theatre Noh]. Available at: http://lib.vkarp.com/2013/09/04/анарина-н-г-японский-театр-но/" target="_blank">http://lib.vkarp.com/2013/09/04/анарина-н-г-японский-театр-но/ (accessed: 04.05.2016). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.06.2018

Как цитировать

Wang, X. (2018). Interpretations of Fyodor Dostoevsky’s “The Idiot” by Akira Kurosawa and Andrzej Wajda: A comparative analysis. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 10(2), 159–175. https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2018.202

Выпуск

Раздел

Россия и Восток