Мотив странствия в творчестве Кунвара Нараяна

Авторы

  • Ксения Александровна Лесик Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.404

Аннотация

Статья посвящена мотиву странствия в творчестве индийского поэта XX–XXI вв., представителя Новой поэзии хинди Кунвара Нараяна. Исследование мотива странствия занимает одно из важных мест в индологии. Начиная с эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна» мотив странствия или паломничества является одной из основных сюжетообразующих линий. В Средневековье под воздействием суфийской литературы мотив странствия превращается в аллегорию познания «абсолютного Я». В современной литературе хинди писатели, обращаясь к этому мотиву, учитывают индийскую традицию и привносят свое новаторство в изображение путешествия, а также используют новые образы, связанные с передвижением героев произведений. Материалом для статьи послужила двуязычная антология стихотворений Кунвара Нараяна «No Other World». На основе выбранных произведений формулируется утверждение, что лейтмотивом в лирике поэта является странствие. Получается своего рода литература путешествий, в основе которой находится образ пути. Слово «путь» становится ключевым для раскрытия поэтического замысла. Вокруг лейтмотива ответвлениями разрастаются мотивы странствия, которые выражаются двумя смысловыми образами. Первый — мотив передвижения героя в пространстве. Вторым метасмысловым мотивом становится поиск героем своей сущности, а дорога, путь превращается в аллегорию этого духовного становления. Уделяется особое внимание особенности композиционного распределения стихотворений в разделе «Странствия», с помощью которого выражается движение мысли автора. Проведен разбор приемов, символических образов и аллюзий на произведения не только индийской литературы, но и Уолта Уитмена, чье творчество оказало большое влияние на становление Кунвара Нараяна как поэта. Таккже мы попытались выявить литературные влияния, способствующие формированию мировоззренческой позиции Кунвара Нараяна.

Ключевые слова:

Кунвар Нараян, Новая поэзия хинди, мотив странствия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Sinilo G. V. Ancient literatures of Middle East and world of Tanakh (Old Testament). Moscow, Flinta Publ., 2008. 848 р. (In Russian)

Zabogonskaya I. L. Genesis of semantic variations in the motif of journey in the English poetry. Uchenye zapiski, vol. 12. Polotsk, Polotsk State University Publ., 2011, pp. 174–180. (In Russian)

Vasilkov Ya. V. On one way of organizing sacred space in the Indian practice of pilgrimage. Radlovskii sbornik. Nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty MAE RAN v 2007 g. St. Petersburg, MAE RAS Publ., 2008, pp. 126–133. Available at: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-154-1/978-5-88431-154-1_20.pdf (accessed: 24.04.2020). (In Russian)

Stasik D., Trynkowska A. Journeys and Travellers in Indian literature and Art. Volume I. Sanskrit and Pali Sources. Warsaw, Dom Wydawniczy Elipsa, 2019, pp. 7–13.

Shamenaz Bano. Mystic fervour and similarities in the poetry of Rumi and Kabir. Available at:https://www.academia.edu/15886722/Mystic_Fervour_and_Similarities_in_the_Poetry_of_Rumi_and_Kabir (accessed: 15.04.2020).

Meenakshi Khanna. Cultural History of Medieval India. New Delhi, Social Science press, 2007. 247 р.

Kabir: The Saint-Poet and Preacher. Available at: https://sg.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/190655/9/09_chapter04.pdf (accessed: 30.03.2020).

Kunwar Narain. The play of dolls. New Delhi, Penguin books, 2020. 208 р. (Modern Classics).

Kunvar Narayan. Flowers of the neem tree. Rus. Ed. Moscow, U Nikitskikh vorot Publ., 2014. 176 р. (In Russian)

Kunwar Narain. Interview. Available at: https://www.poetryinternationalweb.net/pi/site/poet/item/2726/27/Kunwar-Narain (accessed: 01.12.2019).

Kunwar Narain. No other world. Selected poems. New Delhi, Rupa&Co, 2008. 160 р.

Kunwar Narain. Becain patton kā koras. Delhi, Rājkamal Prkāšan, 2018. 152 р.

Schweda D. N. The Journey and the Voyage Motif in Selected Major Poems, Clusters, and Short Lyrics of the Final Edition (1891–92) of Walt Whitman’s Leaves of Grass. PhD Dissertation. Chicago, 1973. 203 p.

Urmila Varma. Influence of English poetry on modern Hindi poetry. Allahabad, Lokbharati Prakashan, 1980. 164 р.

Toporov N. V. Myths of different ethnic groups: Encyclopedia, vol. 2. Moscow, Nauka Publ., 1995, pp. 311–312. (In Russian)

Vishnevskaya N. A. Chayavad and problems of formation of modern Hindi poetry. PhD Thesis. Moscow, 1989. (In Russian)

Stasik D. My intimate neighbor: Kunwar Narain’s poetics of trees. Pandanus, 2014, vol. 14 (2), pp. 21–36.

Senkevich A. N. Man and nature in Ajneya’s lyrics. Khudozhestvennye napravleniya v indiiskoi literature XX veka. Poeziya khindi. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 226–245. (In Russian)

Muktibodh’s endless journey. Wordpress, Aprasangik. January 16, 2017. Available at: https://aprasangik.wordpress.com/2017/01/16/muktibodhs-endless-journey (accessed: 01.04.2020).

Ajneya — Life, personality and literary works. Available at: https://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/115329/7/07_chapter%202.pdf (accessed: 21.04.2020).

Akshaya Kumar. Poetry, Politics and Culture. Essays on Indian texts and contexts. New Delhi, Routledge, 2009. 280 р.

Загрузки

Опубликован

19.02.2021

Как цитировать

Лесик, К. А. (2021). Мотив странствия в творчестве Кунвара Нараяна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 12(4), 521–533. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.404

Выпуск

Раздел

Литературоведение