Положение лимбу в этносоциальной структуре Непала (1774–1968)

Авторы

  • Лилия Александровна Стрельцова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-5729-9136

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.309

Аннотация

Описана специфика положения народности лимбу в этносоциальной структуре Непала. Со времени вхождения в состав объединенного Непальского королевства лимбу сохраняли определенную автономию, выражавшуюся в первую очередь в сохранении традиционного способа владения землей. Это был единственный существовавший в Непале этнозамкнутый тип землевладения, остальные земли изначально находились в собственности государства, которое сдавало их в аренду или продавало арендаторам. Однако со временем автономия начала сокращаться: уменьшалось количество клановых земель, началась постепенная интеграция в индуистское общество. Лимбу были включены в кастовую систему, где занимали серединное положение между высококастовыми и неприкасаемыми непальцами-парбатия. Индуистские практики начали вытеснять традиционные: на смену захоронению в земле пришла кремация, вместо шаманов для выполнения ритуалов стали приглашать брахманов. Постепенно лимбу начали почитать верховных индуистских божеств, стали по случаю совершать подношения в индуистских храмах и праздновать государственные непальские праздники. Усиление санскритизации привело к росту этноконсолидирующих процессов у лимбу. В середине ХХ в. был заново открыт собственный алфавит лимбу, появились этнические ассоциации лимбу, которые стремились не только усилить политический вес своего народа, но и сохранить традиционную культуру и верования, поскольку именно в них видят ядро национальной идентичности. Была также предпринята попытка создать на основе индуизма и собственных традиционных верований новую синкретическую религию. Эти разнонаправленные процессы легли в основу перемен, происходящих в настоящее время среди малых народов Южной Азии.

Ключевые слова:

Непал, народность лимбу, кастовая система, традиционное землевладение, санскритизация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Peoples of South Asia: India, Pakistan, Nepal, Sikkim, Bhutan, Ceylon and Maldives, eds N. R. Guseva, A. M. Djakov, M. G. Levin, N. N. Cheboksarov. Moscow, AN USSR Publ., 1963. 964 p. (In Russian)

van Driem G. L. A Grammar of Limbu. Berlin; New York; Amsterdam, Mouton de Gruyter, 1987. 604 p.

Campbell A. On the Tribes around Darjeeling. Transactions of the Ethnological society of London. Vol. 7. London, Truner & Co, 1869, рp. 144–159.

Roy B. Gorkhas and Gorkhaland. Darjeeling, Parbaty Roy Foundation, 2012. 504 p.

Chemjong I. S. History and Culture of the Kirat People. Kathmandu, Kirat Yakthung Chumlung, 2003. 269 p.

Stiller L. F. The Rise of the House of Gorkha. Kathmandu, Ratna Pustak Bhandar, 1973. 388 p.

Sagant P. The Dozing Shaman. The Limbus of Eastern Nepal. New Delhi, Oxford University Press, 2008. 461 p.

Risley H. H. Limbu. The Tribes and Castes of Bengal. Ethnographic glossary. Vol. 2. Calcutta, Bengal Secretariat Press, 1892, рp. 14–20.

Gaborieau M. Nepal and its Populations. Moscow, Nauka Publ., 1985. 184 p. (In Russian)

Gaenszle M. Scripturalisation of Ritual in Eastern Nepal. Ritual, Heritage and Identity: the politics of culture and performance in a globalised world. New Delhi; New York, Routledge, 2011, pp. 281–297.

Jones R. L. Sanskritization in Eastern Nepal. Ethnology, 1976, vol. 15, no. 1, pp. 63–75.

Uspenskaya E. N. Anthropology of Indian Caste. St. Petersburg, Nauka Publ., 2010. 557 p. (In Russian)

Bennet L., Dahal D. R., Govindasamy P. Caste, Ethnic and Regional Identity in Nepal: Further Analysis of the 2006 Nepal Demographic and Health Survey. Calverton, Macro International Inc, 2008. 45 p.

Redko I. B. A Political History of Nepal. Moscow, Nauka Publ., 1986. 380 p. (In Russian)

Grierson G. A. Limbu. Linguistic Survey of India. Vol. 3. Tibeto-Burman Family. Pt. 1. General Introduction, Specimens on the Tibetan Dialects, the Himalayan Dialects, and the North Assam Group. Calcutta, Superintendent of Government Printing, 1909. 670 p.

Caplan L. Land and Social Change in East Nepal: A Study of Hindu-Tribal Relations. London; New York, Routledge, 2004. 256 p.

Subba J. R. History, Culture and Customs of Sikkim. Sikkim, Gyan Publishing House, 2008. 463 p.

Chemjong I. S. Mundhum of Kiratas. Lalitpur, Kirat Yakthung Chumlung; Kendriy Karyalay, 2003. 129 p. (In Nepali)

Schlemmer G. New Past for the Sake of a Better Future: Re-inventing the history of the Kirant in East Nepal. European Bulletin of Himalayan Research, 2003, no. 25/26. Available at: https://www.repository.cam.ac.uk/bitstream/handle/1810/228773/EBHR_25and26.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed: 27.01.2020).

Gustavsson L. Yumaism: A New Syncretic Religion among the Sikkimese Limbus. Buddhist Modernities: Re-inventing Tradition in the Globalizing Modern World. London; New York, Routledge, 2017, pp. 133–149.

Sthaneshwar T. Songs of Transformation: Vernacular Josmani Literature and the Yoga of Cosmic Awareness. International Journal of Hindu Studies, 2010, vol. 14, no. 2–3, pp. 201–228.

Загрузки

Опубликован

04.11.2020

Как цитировать

Стрельцова, Л. А. (2020). Положение лимбу в этносоциальной структуре Непала (1774–1968). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 12(3), 452–465. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.309

Выпуск

Раздел

История и источниковедение