Суфизм и йога: диалог религиозных течений в Северной Индии в XVI веке

Авторы

  • Глеб Дмитриевич Стукалин Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.407

Аннотация

Анализируется взаимное влияние суфизма и местных религиозных культов в Северной Индии. На примере наследия нескольких авторов XIV–XVI вв., принадлежавших к братству Чиштийа, показано, сколь интенсивными были связи между разными религиозными течениями. Самые тесные «внешние» связи были налажены у братства Чиштийа с общиной натхов. Этому способствовала принципиальная открытость учения натхов всем религиозным общностям. До XIX в. натхизм рассматривал себя не как религиозное течение, но в первую очередь как набор эзотерических практик, подходящих для адепта любого вероучения. Следы обмена идеями можно найти во множестве разнородных источников, относящихся как к суфийской среде, так и к натхийской, например в сборнике высказываний важного религиозного деятеля Низамуддина Аулийа «Фаваид ал-фуад», поэмах, авторами которых были члены братства Чиштийа, в современном нам сборнике предписаний для членов общины натхов. Отдельной темой для исследования являются также легендарные персонажи типа Ратаннатха и Гуги Пира, бытующие в качестве святых подвижников как в дискурсе индийского суфизма, так и в среде натхов. Наиболее полно результат контактов двух общин проявляется в творчестве Малика Мухаммада Джаяси — суфия, демонстрирующего высокий уровень осведомленности в йогических практиках и образной системе натхизма. В «Падмават» и других произведениях автора проявляется знание «сумеречного языка», кодирующего указания к практикам йоги. Нельзя отрицать важности анализа межконфессиональных связей, поскольку некоторые связи между суфийским братством и общиной натхов сохраняются до сих пор.

Ключевые слова:

суфизм, натхи, Индия, Джаяси

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Trimingham J. S. Sufiiskie Ordeny v Islame [Sufi Orders in Islam]. Translated by А. А. Staviskoy, edition by О. F. Akimushkina. Moscow, Nauka, 1998. 328 р. (In Russian)

Shimmel Annemarie. Mir Islamskogo Mistitsizma [The World of Islamic Mysticism]. Translated by N. I. Prigarina, A. S. Rappoport. Moscow, Aleteya, Enigma, 1999. 416 р. (In Russian)

Behl A. Love’s Subtle Magic. Oxford, Oxford University Press, 2012. 416 р.

Bouillier V., Khan D.-S. Hajji Ratan or Baba Ratan’s Multiple Identities. Academia. Available at: https://www.academia.edu/10239837/Hajji_Ratan_or_Bābā_Ratan_s_Multiple_Identities" target="_blank">https://www.academia.edu/10239837/Hajji_Ratan_or_Bābā_Ratan_s_Multiple_Identities (accessed: 04.08.2018).

Bouillier V. Nāth Yogīs’ Encounters with Islam. South Asia Multidisciplinary Academic Journal [Online], Free-Standing Articles, Online since 13 May 2015, connection on 30 September 2016. Available at: http://samaj.revues.org/3878" target="_blank">http://samaj.revues.org/3878 (accessed: 04.08.2018).

Tellings and Texts: Music, Literature and Performance in North India. Editor F. Orsini, K, Butler Schofield. Cambridge, UK, Open Books, 2015. 566 р.

Ashrafian K. Z. Deli: Istoriia I Kultura [Delhi: History and Culture]. Moscow, Vostochnaja literatura, 1998. 263 р. (In Russian)

Suvorova A. A. Musulmanskie Sviatye Iuzhnoi Azii XI–XV vekov [Muslim Saints of South Asia of the XI–XV centuries]. Moscow, Institut vostokovedinija RAN, 1999. 296 р. (In Russian)

Suvorova A. A. Indiiskaia Liubovnaia Poema (Masnavi) [Indian Love Poems (Masnavi)]. Moscow, Nauka, 1992. 229 р. (In Russian)

Taneeva-Salomatshaeva L. Z. Istoki Sufizma v Iuzhnoi Azii: Bratstvo Chishtiia [The origins of Sufism in medieval India: the brotherhood of Chishtiya]. Moscow, Vostochnaja literatura, 2009. 312 р. (In Russian)

Malik Muhammad Jāyasī kṛt Kanhāvat. Vyākhyākār Parmešvarī Lāl Gupta [Kanhavat by Malik Muhammad Jayasi. Editor Parmeshvari Lal Gupta]. Varanasi, without a publisher, undated. 347 p. (In Hindi)

Padmāvat. Malik Muhammad Jāyasī kṛt mahākavya (mūl aur saṃjīvanī vyākhyā), vyākhyākār Vāsudevšaraṇ Agravāl, Ilāhābād [Padmavat. Poem by Malik Muhammad Jayasi (original text and editor’s interpretation and commentaries)]. Editor Vasudevsharan Agraval]. Ilahabad, without a publisher, 2010. 614 p. (In Hindi)

Mallinson J. Nāth Saṃpradāya. Brill Encyclopedia of Hinduism, vol. 3. Available at: https://www.academia.edu/1466213/Nāth_Saṃpradāya_-_entry_in_Vol. _3_of_the_Brill_Encyclopedia_of_Hinduism" target="_blank">https://www.academia.edu/1466213/Nāth_Saṃpradāya_-_entry_in_Vol. _3_of_the_Brill_Encyclopedia_of_Hinduism (accessed: 03.05.2018).

Mallinson J. Haṭhayoga's Philosophy: A Fortuitous Union of Non-Dualities. Journal of Indian Philosophy. Available at: https://docuri.com/download/hath-a-yoga-philosophy_59c1e642f581710b286be683_pdf" target="_blank">https://docuri.com/download/hath-a-yoga-philosophy_59c1e642f581710b286be683_pdf (accessed: 03.05.2018).

Kutubana [Qutban]: Miragaavatii. Based on the edition by D. F. Plukker: The Miragaavatii of Kutubana, Avadhii text with critical notes. Thesis. Amsterdam, 1981.

Malik Muhammad Jāyasī. Akharavāț. Jāyasī-Granthāvalī [Malik Muhammad Jayasi. Akharavat. Jayasi’s Collected Edition]. Edition by Ramchandr Shukla. Illahabad, without a publisher, 1952/53. 267 р. (In Arabian)

Загрузки

Опубликован

20.12.2018

Как цитировать

Стукалин, Г. Д. (2018). Суфизм и йога: диалог религиозных течений в Северной Индии в XVI веке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 10(4), 500–509. https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.407

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки