Карнавальная интерпретация романа Халиде Эдиб Адывар Синекли Баккал

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.406

Аннотация

Халиде Эдиб Адывар (1884–1964) – выдающаяся турецкая писательница – опубликовала роман Синекли Баккал в 1935 году на английском языке. Описывая психологическое, социальное и физическое развитие главной героини – Рабии, Адывар тщательно пересматривает социальные слои населения своей страны – империи, которая быстрыми темпами превращается в республику. Тема данной работы заключается в интерпретации романа Адывар Синекли Баккал с точки зрения карнавализации, концепцию которой рассматривает Михаил Бахтин в своих работах. Карнавальное мироощущение, разработанное Бахтином, это прежде всего преодоление всех возможных барьеров между всеми живыми существами во Вселенной. Теория карнавала пропитана атмосферой свободы и чрезмерности, карнавал – это вызов всем социальным нормам и правилам, это время возрождения, когда тело человека становится приоритетом, по законам которого и действует карнавал. В карнавальном мире, где король превращается в раба, а раб превращается в короля, из мёртвого тела старухи рождается новая жизнь, а потребление пищи рассматривается как интеграция человека со всем вокруг существующим. Такие образы перевоплощения и интеграции Бахтин называет гротеском – изображениями, постоянно переходящих из одной формы в другую. Роман Синекли Баккал, в том же духе, включает в себя нарратив, который опирается на основополагающее единство полов, сообществ, религий, рас, людей и животных. Сцены действий и персонажей романа можно признать карнавальными из-за их эксцентричности, склонности к ниспровержению социальных норм и правил и стремления убрать все границы между собой и всем остальным. В заключении можно сделать вывод, что, написав этот роман, Халиде Эдиб Адывар показала одно из самых сильных основ турецкого общества – это богатство социальных слоёв, которые состоят из бесконечных разнообразий, различий и нестабильной реальности.

Ключевые слова:

Халиде Эдиб Адывар, Синекли Баккал, Бахтин, карнавализация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Yılmaz A. Halide Edib’te Kadın Hakları. Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Türkoloji Dergisi. Vol. 20, no. 1, 2013, pp. 119-134. (In Turkish)

https://doi.org/10.1501/Trkol_0000000271 (accessed: 17.12.2017).

Urgan M. İngiliz Edebiyatı Tarihi. İstanbul, Yapı Kredi Yayınları, 2020. 1786 p. (In Turkish)

Emerson C. All the Same the Words Don’t Go Away. Boston, Academic Studies, 2010. 450 p. https://www.jstor.org/stable/j.ctt21h4wh9.7 (accessed: 28.03.2021).

Emerson C. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, Princeton University Press, 1997. 296 p. https://doi:10.2307/j.ctv346q2n (accessed: 28.03.2021)

Bakhtin M. Problems of Dostoevsky’s Poetics. Minneapolis, University of Minnesota, 2011. 322 p.

Başcı P. Love, Marriage, and Motherhood: Changing Expectations of Women in Late Ottoman Istanbul. Turkish Studies. Vol. 4, no. 3, 2003, pp. 145-177.

https://www.academia.edu/44479694/Love_Marriage_and_Motherhood_Changing_Expectations_of_Women_in_Late_Ottoman_Istanbul (accessed: 25.12.2017).

Kantarcıoğlu S. Türk ve Dünya Romanlarında Modernizm. İstanbul, Paradigma Yayınları, 2007. 408 p. (In Turkish)

Moran B. Türk Romanına Eleştirel Bir Bakış 1. İstanbul, İletişim Yayınları, 2000. 336 p. (In Turkish)

Naci F. Yüz Yılın 100 Türk Romanı. İstanbul, Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları, 2017. 654 p. (In Turkish)

Ozcan A. Identity Crises in Two Novels From the Opposing Sides of Europe. A Comparative Reading of Henry James’s “The Ambassadors” and Halide Edib Adıvar’s “The Clown and His Daughter.” International Journal of the Humanities. Vo. 3, no. 11, 2005/2006, pp. 129-139. https://doi.org/10.18848/1447-9508/CGP/v03i11/41960 (accessed: 25.12.2017).

Edib H. The Clown and His Daughter. London, George Allen & Unwin, 1935. 377 p. https://dspace.gipe.ac.in/xmlui/handle/10973/33053 (accessed: 29.12.2022).

Usta C. Imagining Turkishness: Identity and Modernization in the Turkish Novel. Master’s Thesis, Stony Brook University, 2017. 71 p. https://ir.stonybrook.edu/xmlui/bitstream/handle/11401/77206/Usta_grad.sunysb_0771M_13323.pdf?sequence=1 (accessed: 17.12.2017).

Bakhtin M. Rabelais and His World. Bloomington, Indiana University Press, 1984. 484 p.

Koczanowicz L. Politics of Dialogue: Non-Consensual Democracy and Critical Community. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2015. 178 p. http://www.jstor.org/stable/10.3366/j.ctt14brwbh.5 (accessed: 28.03.2021).

Çonoğlu S. Cumhuriyet Devri Türk Romanında Beden Yapısı, Bedensel Davranışlar ve Kişilik İlişkileri Üzerine Bir Çözümleme. Turkish Studies – International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. Vol. 4, no. 4, 2011, pp. 475-496. (In Turkish) http://dx.doi.org/10.7827/TurkishStudies.2547 (accessed: 17.12.2017).

Şahin V. Kimliksel Değerlerin Çatıştığı Mekan: “Sinekli Bakkal” Romanında Yapı ve İzlek. Turkish Studies – International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. Vol. 6, no. 3, 2011, pp. 1549-1580. (In Turkish) http://dx.doi.org/10.7827/TurkishStudies.2202 (accessed: 17.12.2021).

Baysal K. A Black Feminist Analysis of the Domestic Violence and Victimised Women in Rukhsana Ahmad’s Play, Song For a Sanctuary. Pamukkale Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. Vol. 44, 2021, pp. 237-243. https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/992425 (accessed: 29.12.2022).

Kaya H. Reading Jeanette Winterson’s The Passion as a Postmodernist Text. Agathos,. Vol. 12/1, no. 22, 2021, pp. 89-100. https://www.agathos-international-review.com/issue12_1/12.Kaya-Reading.pdf (accessed: 16.01.2022).

Ural T. Theme of “Marriage With a Foreigner”: Nationalism and Female Authorship in the Early Republican Novel. Turkish Studies. Vol. 10, no. 3, 2009, pp. 425-442. https://doi:10.1080/14683840903141756 (accessed: 25.12.2017).

Platter C. Aristophanes and the Carnival of Genres. Baltimore, The John Hopkins University Press, 2007. 257 p.

Nietzsche F. The Will to Power. New York, Vintage Books, 1968. 575 p.

Karabulut T. Futurism and Feminist Performativity: Mina Loy’s “Feminist Manifesto,” Househunting, and Christ on a Clothesline. Women’s Studies. Vol. 49, no. 1, 2020, pp. 1-30. https://doi:10.1080/00497878.2019.1695614 (accessed: 17.01.2023).

Yılmaz T. 1923-1940 Arası Cumhuriyet Dönemi Kadın Romanlarında İdeal Kadın Tipi Olarak Erkekleşen Kadın. RumeliDE Dil ve Edebiyat Araştırmaları Dergisi, Vol. 7, 2016, pp. 35-51. (In Turkish) https://www.rumelide.com/dergi/arsiv/rumelide-2016-7--october.html (accessed: 17.12.2017).

Woolf V. A Room of One’s Own and Three Guineas. Oxford, Oxford University Press, 1992. 480 p.

Erdem Ayyıldız N. A Nietzschean Reading of Androgyny in Virginia Woolf’s To The Lighthouse. Journal of Narrative and Language Studies, Vol. 7, no. 12, 2019, pp. 57-69. https://www.nalans.com/index.php/nalans/article/view/145 (accessed: 17.12.2021).

Загрузки

Опубликован

13.01.2024

Как цитировать

Йылмаз, В. Б. (2024). Карнавальная интерпретация романа Халиде Эдиб Адывар Синекли Баккал. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 15(4), 702–713. https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.406