Эржэньчжуань: отражение шаманской культуры в народном искусстве северо-востока Китая

Авторы

  • Хуэй Ян Цзилиньский педагогический университет
  • Айталина Андриановна Борисова Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.112

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам наследования этнических традиций шаманской культуры в современном песенно-сказительском танцевальном искусстве жанра
комедийных миниатюр эржэньчжуань северо-востока Китая, сохранивших элементы культуры шаманизма в традиционном искусстве. В Китае термин «шаман» впервые появился в историографии династии Южная Сун (南宋) более 800 лет назад. Шаманизм в широком смысле представляет собой мультикультурную традицию и одновременно
интегрирует различные этнические культуры, включая народные верования, традиционную медицину и т. д. Эржэньчжуань (二人转) — народное песенно-сказительское танцевальное искусство, когда исполнители поют, рассказывают и танцуют одновременно. В данном случае произошло развитие пляски колдуна в шаманизме до уникального вида народного искусства эржэньчжуань как секуляризация религиозной классики. Позднее пляс колдуна превратился в танец в стиле баламан (巴拉莽式舞), танец в стиле баламан превратился в янге (秧歌), янге превратился в эржэньчжуань. В статье прослеживается история развития стиля эржэньчжуань как народного искусства с сильными местными особенностями. Эржэньчжуань впервые был признан национальными литературно-художественными кругами Китая в 50-х гг. XX в. Первую программу эржэньчжуань представила северо-восточная делегация КНР. Очень интересны своеобразные способы исполнения песен, сказительства и танцев, такие как даньчутоу (单出头) и лачанси (拉场戏). Интересна трансформация шаманского одеяния в современный костюм исполнителей эржэньчжуань. Далее описывается музыкальное сопровождение сакральных молитв, сохранившихся от шаманских ритуальных песен. В настоящее время эржэньчжуань процветает не только на северо-востоке Китая, но пользуется популярностью у всего китайского народа. Эржэньчжуань теперь становится более известным в остальной части Китая, потому что многие его исполнители появляются на телевидении и снимаются в сериалах. В процессе исследования предполагается определить, что в эржэньчжуань присутствует влияние культуры шаманизма на костюмы исполнителей, песенное, сказительское и танцевальное искусство в концептуально слитном синкретическом виде.

Ключевые слова:

эржэньчжуань (вращение двух человек), шаманская культура, народное искусство, стиль баламан, стиль янге, шаманская пляска, песенное, сказительское, танцевальное искусство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Meng Huiying. Zhongguo beifang minzu de samanjiao [The Shamanism of the Peoples in Northern China]. Beijing, Social Sciences Academic Press, 2000. 146 p. (In Chinese)

Saman kuvaran-i bithe (“Shaman’s Court”). Translation from the Manchu language and foreword by T. A. Pan. Pis’mennye pamiatniki Vostoka, 2012, no. 2 (17), autumn — winter, pp. 52–64.

Wang Honggang. Saman yu samanjiao [Shaman and Shamanism]. Beijing, Minzu University of China Press, 2002. 71 p. (In Chinese)

Yang Yang, Yang Pu. “Errenzhuan” yanju fangshi yu saman tiaoshen guanxi shitan [Temptation of the relationship between Errenzhuan drama and shaman dance]. Wenhua yichan, 2013, no. 5, pp. 71–77. (In Chinese)

Yang Pu. Errenzhuan — Saman zongjiao jingdian de shisuhua xingshi [Errenzhuan — the secularized form of Shaman religious classics]. Xiju wenxue, 2017, no. 2, pp. 141–147. (In Chinese)

Guo Shuxun. Saman de shehui zhineng [The social function of shaman]. Heilongjiang minzu congkan, 1991, no. 4, pp. 74–78. (In Chinese)

Yan Qiuhong. Samanjiao yu dongbei minjian wenhua [Shamanism and Northeastern folk culture]. Manzu yanjiu em>, 2004, no. 2, p. 56–59. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

25.07.2023

Как цитировать

Ян, Х., & Борисова, А. А. (2023). Эржэньчжуань: отражение шаманской культуры в народном искусстве северо-востока Китая. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 15(1), 203–218. https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.112

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки