Город как художественное пространство в современной арабской прозе

Авторы

  • Наталья Михайловна Шуйская МГИМО МИД России
  • Элла Владимировна Яковенко МГИМО МИД России

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.107

Аннотация

Для исследования заявленной темы мы сочли целесообразным привлечь текстовый материал произведений современной арабоязычной литературы в жанре романа, принадлежащих перу мастеров слова, весьма известных читающей аудитории арабских и зарубежных стран. Это «Франкенштейн в Багдаде» (2013) иракского писателя ’Ахмада Са‘адави и «Невероятный роман. Дамасская мозаика» (1997) крупнейшей сирийско-ливанской писательницы Гады ас-Самман, чье имя с 2013 г. числится в списке кандидатов на Нобелевскую премию. Текст «Франкенштейна…» будет рассматриваться наиболее полно, «Невероятного романа» — отчасти. Исследуя вопрос о том, как изображается художественное пространство в современной арабоязычной прозе, авторы статьи указывают, что тема пространства и времени не выходит из поля зрения ученых и мыслителей на протяжении не одной сотни лет. Интерес к ней проявляют представители разных наук, в том числе филологи. Подчеркивается вклад в разработку данной темы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и др. Обращается внимание на большой арсенал терминов и понятий, применяющихся филологами при ее изучении. Роман А. Са‘адави, ставшего в 2014 г. лауреатом «Арабского Букера», авторы сделали предметом особенно пристального внимания. Художественное пространство в нем изображено наиболее объемно — в его топонимических, цветовых, акустических, одорических характеристиках, что позволяет читателю составить зримый образ той среды, где живут и действуют персонажи, а также лучше понять ситуацию не только в описываемом локусе — Багдаде, но и в стране в целом, причем в критический период ее истории. Текстовый материал романа Г. ас-Самман, рассматриваемый с точки зрения соотнесенности «локус — персонаж», углубляет и уточняет читательское и филологическое представление о художественном пространстве. Делается вывод о том, что современные арабские писатели уделяют значительное внимание образу художественного пространства, используют различные его референции, благодаря чему данный образ предстает емким и реалистичным. Этим достигается цель мастеров художественного слова — донести правду о своей стране и ее людях, привлечь внимание к трагичности их нынешнего положения.

Ключевые слова:

пространство, локус, топос, дом, Багдад, топонимы, иракский роман

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Bahtin M. M. The Forms of Time and Chronotope in Roman. Essays on historical poetics. In: Bahtin M. M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniia raznykh let. Moscow, Hudozhestvennaia literatura Publ., 1975, pp. 234–407.(In Russian)

Yesin A. B. Filology and Culturology. Selected works. Moscow, Flinta Publ.; Nauka Publ., 2002. 352 p. (In Russian)

Lotman Yu. M. The Art Space in Gogol’s Prose. In: Lotman Yu. M. V shkole poeticheskogo slova: Pushkin. Lermontov. Gogol’. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988, pp. 251–293. (In Russian)

Prokofeva V. Yu. The Category of Space in Artistic Refraction: Locus and Topos. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, no. 11, pp. 87–94. (In Russian)

Toporov V. N. Petersburg and “Petersburg text of Russian literature”: an introduction to the topic. Available at: philologos.narod.ru/ling/topor-piter.htm (accessed: 22.10.2022). (In Russian)

Fleishman L. From Pushkin to Pasternak. Selected works on poetics and history of Russian literature. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2006. 784 p. (In Russian)

Aghacy S. Writing Beirut: Mappings of the City in the Modern Arabic Novel. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2015. 241 p.

Ginzburg E. L. From Notes about Dostoevsky’s Toponymy. Slovo Dostoevskogo. Moscow, IRIa RAN Publ., 1996, pp. 71–109. (In Russian)

Frumkina R. M. Psycholinguistics. Moscow, Akademiia Publ., 2001, 320 p. (In Russian)

Saadawi A. Frankenstein in Baghdad. Beirut; Baghdad, Маnshurat al-jamal Publ., 2014. 351 p. (In Arabic)

Kirpichenko V. N. Alexandria: city and people. Chelovek i gorod v literaturah Vostoka. Moscow, Institut vostokovedeniia RAN Publ., 2001, pp. 7–25. (In Russian)

Kozonkova O. V. Death in Venice. Zarubezhnaia literatura 20 veka: prakticheskie zaniatiia. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2007, pp. 160–171. (In Russian)

Shervashidze V. V. From Romanticism to Existentialism, The work of André Malraux and Albert Camus: Study guide. Moscow, RUDN Publ., 2005. 157 p. (In Russian)

As-Samman G. Unbelievable novel. Mosaics of Damascus. Beirut, Manshurat Gadat as-Samman Publ., 1997. 500 p. (In Arabic)

Vail P. Genius of the place. Moscow, Astrel Publ., CORPUS Publ., 2010. 448 p. (In Russian)

Kalvino I. Invisible cities, transl. from Italian by N. A. Stavrovskaia. Moscow, AST Publ., Astrel Publ., 2010. 224 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

25.07.2023

Как цитировать

Шуйская, Н. М., & Яковенко, Э. В. (2023). Город как художественное пространство в современной арабской прозе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 15(1), 100–117. https://doi.org/10.21638/spbu13.2023.107