Сборник трудов Дун Цичана «Хуачаньши суйби» из фонда китайских ксилографов Института восточных рукописей РАН
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.304Аннотация
Статья посвящена описанию памятника китайской эстетической мысли сборнику «Хуа-чаньши суйби» («Заметки из Кабинета живописания чань») политика, художника, каллиграфа и теоретика искусства конца эпохи Мин (1368-1644) Дун Цичана (1555-1636). Два старопечатных издания сборника 1720 г. и 1911 г. хранятся в фонде китайских ксилографов Института восточных рукописей РАН и пока остаются малоизученными. Рассмотрены варианты перевода названия сборника на русский и английский языки, исследована история изданий памятника, описаны формальные особенности ксилографов и проведен сравнительный анализ существующих редакций. Обнаруженные текстуальные расхождения между различными изданиями сборника позволяют говорить о том, что в эпоху Цин (1644-1912) «Заметки» не избежали участи многих сочинений конца эпохи Мин, испытавших на себе пагубное влияние «литературной инквизиции». Текстологический и содержательный анализ нескольких фрагментов сочинения показывает, что более раннее издание 1720 г. обладает большей полнотой и целостностью. Кроме того, даже формальное рассмотрение памятника позволяет выявить целый комплекс исторических проблем, не связанных напрямую с эстетической мыслью, для исследования которых «Заметки» могут быть привлечены в качестве источника. К таким вопросам относятся история коллекционирования предметов искусства китайской аристократией, социально-экономическое и политическое развитие позднеминского Китая, взаимоотношения империи Мин с маньчжурами, проблема цензуры в эпоху Цин и т. д.
Ключевые слова:
Дун Цичан, Хуачаньши суйби, династия Мин, эстетическая мысль, ксилография, источниковедение, литературная инквизиция
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.