Политический миф о ведьме Чалон Аранг в романе «Манджали и Чакрабирава» индонезийской писательницы Айю Утами

Авторы

  • Александра Игоревна Лунева Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.210

Аннотация

Рассматривается роман «Манджали и Чакрабирава» одной из выдающихся современных индонезийских писательниц Айю Утами (Ayu Utami, род. 1968). Ее философское и интеллектуальное творчество положило начало качественно новой эпохе в развитии индонезийской литературы. Роман не был переведен на английский и русский языки и не становился предметом исследования в отечественной индонезистике. Академические статьи о нем на индонезийском и английском языках малочисленны и затрагивают исключительно темы гендера и феминизма. Одна из исследовательских задач статьи — проанализировать интерпретацию сюжетообразующего мифологического пласта романа. Айю Утами смело поднимает тему политических репрессий через мифологическую оптику: предлагает собственный взгляд на конструирование образа ведьмы Чалон Аранг, якобы политической соперницы исторического лица — раджи Аирлангги (1000–1049), правителя явано-балийского государства Кедири (Kediri, 1042–1222). Чалон Аранг по позвищу Рангда («вдова») — известный персонаж устного фольклора, получавшего письменные версии с XV в. уже как литературного текста с некоторой исторической основой. Актуальность статьи обусловлена парадоксом мифа о Чалон Аранг. С одной стороны, его образы и варианты сюжетов хорошо знакомы индонезийцам (прежде всего яванцам и балийцам), с другой стороны, миф остается малоизученным, как его первые письменные фиксации XV в., так и современные интерпретации в творчестве индонезийских писателей с мировым именем. Не последнее место среди них принадлежит Айю Утами. Культурно-исторический,  сравнительно-типологический и мифопоэтический методы позволяют проанализировать мифологические образы в ее романе «Манджали и Чакрабирава», в котором они снова, как и в событиях мифологического сюжета якобы XI в., сопряжены с политической проблематикой — борьбой за власть и демонизацией соперника.

Ключевые слова:

Айю Утами, «Манджали и Чакрабирава», Бали, Чалон Аранг, индонезийская литература, индонезийский фольклор, Движение 30 сентября

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Frolova M. V. “Critical Spiritualism” in the work of Ayu Utami. Vstrecha Vostoka i Zapada. Vzaimodeistvie literatur i traditsii. Moscow, Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences Publ., 2020, pp. 103–124. (In Russian)

Anderson B. Petrus Dadi Ratu. Indonesia. Vol. 70. Jakarta, Cornell University Southeast Asia Program, 2000, pp. 1–7.

Jordaan R. E. Belahan and the division of Airlangga’s realm. Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde, vol. 163, no. 2/3. Leiden, Brill, 2007, pp. 326–355.

Hooykaas K. Tjalon Arang, de boze heks. Volkdverhalen en legenden uit Bali. Amsterdam, Meulenhoff, 1979, pp. 71–84. (De Oosterse Bibliotheek)

Parnikel B. An introduction to the literary history of Nusantara in the 9th–19th centuries. Moscow, Nauka Publ., 1980. 241 p. (In Russian)

Bandilenko G. History of Indonesia. Part 1. Moscow, Moscow State University Press, 1992. 304 p. (In Russian)

Goris R. S Sejarah Bali Kuna. Yogyakarta, Fakultas Sastra Dan Budaya, 1948. 280 p. (In Indonesian)

Emigh J. Masked Performance: The Play of Self and Other in Ritual and Theatre. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1996. 352 p.

Brinkgreve F. Offerings to Durga and Pretiwi in Bali. Asian Folklore Studies, 1997, vol. 56, no. 2, pp. 227–251.

Albedil M. F., Dubyansky A. M. Hinduism, Jainism, Sikhism: a dictionary. Moscow, Respublika Publ., 1996. 576 p. (In Russian)

Belova O. V. “Foreign queen”: “demonic” rulers in folk legends. Demonologiia kak semioticheskaia sistema. Vtoraia nauchnaia konferentsiia. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2012, pp. 25–27. (In Russian)

Frolova M. V. The story of a victim of patriarchy: the transformation of the mythological image of the witch Chalon Arang in modern Indonesian literature. Asiia i Africa segodnia. 2013, no. 5, pp. 65–68. (In Russian)

Nilofar N. Struktur Certia Calon Arang Karya Pramoedya Ananta Toer: Kajian Strukturalisme Levi-Strauss. Kibas Cenderawasih, 2016, vol. 13, no. 1, pp. 97–110.

Utami A. Manjali dan Cakrabirawa. Jakarta, KPG Publ., 2010. 251 hal. (In Indonesian)

Meletinskii E. M. Myth and the twentieth century. Meletinsky E. M. Selected articles. Memories. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 1998, pp. 419–428. (In Russian)

Bart R. Selected works. Semiotics. Poetics. Rus. ed. Moscow, Progress Publ., 1989. 111 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.08.2022

Как цитировать

Лунева, А. И. (2022). Политический миф о ведьме Чалон Аранг в романе «Манджали и Чакрабирава» индонезийской писательницы Айю Утами. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 14(2), 320–334. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.210

Выпуск

Раздел

Литературоведение