Конфуцианская экзегетика при Южных династиях (420–589): канон и комментарий между упадком и реставрацией

Авторы

  • Ольга Андреевна Бонч-Осмоловская Институт восточных рукописей РАН, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu13.2021.304

Аннотация

Рассматриваются основные тенденции в развитии конфуцианской экзегетической мысли в эпоху Южных династий — во времена политического и культурного раскола Китая. Именно тогда конфуцианская ученость на Юге стала заметно терять свое независимое положение, причем как в качестве официальной образовательной парадигмы, так и в качестве основы частной интеллектуальной деятельности. Конфуцианская экзегетика как оригинальная интеллектуальная традиция также находилась в кризисном состоянии, испытывая большое влияние как синкретического учения сюаньсюэ, так и буддизма. Цель статьи — выявить особенности кризисного состояния южного конфуцианства. Для этого проанализирован новый тип комментария, появившийся в экзегетике указанного периода, исследованы основные интеллектуальные тенденции в конфуцианской экзегетике эпохи Южных династий и прослежены причины их появления. Конфуцианство при Южных династиях, с одной стороны, утратило устойчивость своих философских позиций, а с другой стороны, ограничилось в основном разработкой ритуальной практики. Выявлено, что новый идеал интеллектуальной деятельности реализовался в форме субкомментария и шу, который в эпоху Южных династий представлял собой достаточно свободный философский комментарий, зачастую связанный с практикой чтения лекций. Прослежены изменения стандарта образования (появление школ с новой структурой), а также его влияние на положение конфуцианского комментария в образовательном процессе (наблюдалась очевидная неустойчивость набора авторитетных комментариев).

Ключевые слова:

конфуцианская экзегетика, каноноведение, конфуцианство, цзин сюэ, Пятиканоние, комментарий, Южные династии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Bonch-Osmolovskaya O. A. Confucian Commentary during the Han period. Scientific notes of the V. I. Vernadsky. Series “Historical Sciences”, 2020, Vol. 6 (72), no. 1, pp. 17–36. (In Russian)

Bonch-Osmolovskaya O. A. Confucian Classical Studies in the Sui Period and the Fate of the Northern Exegetical School (4th century AD — beginning of the 7th century AD). Vostok (Oriens), 2021, no. 1, pp. 106–117. (In Russian)

Jiao Guimei. Nanbeichao jingxue shi [History of Canon Studies in the Period of the Southern and Northern Dynasties]. Shanghai, Shanghai guji, 2009. 529 p. (In Chinese)

Sui shu [Book of Sui]. In 6 vols. Beijing, Zhonghua, 1982. 1904 p. (In Chinese)

Mou Runsun. Lun ru shi liangjia zhi jiangjing yu yishu [On lectures on canons and [composing] commentaries yishu in Confucianism and Buddhism]. Zhu shi zhai cong gao. Beijing, Zhonghua, 2009, pp. 88–156. (In Chinese)

an shi [History of the Southern dynasties]. In 6 vols. Beijing, Zhonghua, 1975. 2027 p. (In Chinese)

Bei shi [History of the Northern Dynasties]. In 10 vols. Beijing, Zhonghua, 1974. 3351 p. (In Chinese)

Hui-jiao. Gao seng zhuan [Biographies of Eminent Monks]. Beijing, Zhonghua, 1992. 568 p. (In Chinese)

Ganeri J. Sanskrit Philosophical Commentary. Journal of the Indian Council of Philosophical Research, 2010, no. 27, pp. 187–207.

Liang shu [Book of Liang]. In 3 vols. Beijing, Zhonghua, 1973. 870 p. (In Chinese)

Dai Junren. Jingxue lunwenji [Collection of articles on canon studies]. Taipei, Limin wenhua, 1981. 412 p. (In Chinese)

He Yan, Huang Kan. Lunyu jijie yishu [Subcommentary to the Meaning of Lunyu]. In 4 vols. Shanghai, Shangu Yinshuguan, 1937. 281 p. (In Chinese)

Hu Jianming. Zong Mi sixiang zonghe yanjiu [Comprehensive study of Zong Mi’s thought]. Beijing, Zhongguo renmin daxue, 2013. 434 p. (In Chinese)

Nan Qi shu [Book of the Southern Qi]. In 2 vols. Beijing, Zhonghua, 1972. 1038 p. (In Chinese)

Zürcher, Erik. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Leiden, Brill, 2007. 472 р.

Song shu [Book of the [Southern] Song]. In 8 vols. Beijing, Zhonghua, 1974. 2471 p. (In Chinese)

Chen shu [Book of Chen]. In 2 vols. Beijing, Zhonghua, 1972. 502 p. (In Chinese)

Zhou shu [Book of Zhou]. In 3 vols. Beijing, Zhonghua, 1971. 932 p. (In Chinese)

Yan Kejun. Quan Jin wen [Complete Collection of Documents of the Jin Dynasty]. Shanghai, Shangu Yinshuguan, 1999, pp. 1470–2441. (In Chinese)

Yangutov L. Y. Prajnaparamita traditions in China. Ulan-Ude, Buryat State University Pabl., 2007. 272 p.

Zheng Xuan, Kong Yingda. Li ji zheng yi [Corrected Meaning of Liji]. Shisanjing zhushu. Shanghai, Shanghai guji, 2017. pp. 1221–1696. (In Chinese)

Liu Xie, Huang Shulin, Li Xiang. Zengding Wenxin diaolong jiaozhu [Supplemented and revised “The Literary Mind and the Carving of Dragons”, corrected and commented]. Beijing, Zhonghua, 2016. 639 p. (In Chinese)

Pi Xirui. Jingxue lishi [History of Canon Studies]. Beijing, Zhonghua, 2011. 267 p. (In Chinese)

Jiu Tang shu [Old Book of Tang]. In 16 volumes. Beijing, Zhonghua, 1975. 5407 p. (In Chinese)

Zhang Bo. Huang Kan zhexue sixiang yanjiu [Study of Huang Kan’s philosophical thought]. Beijing, Zhongguo shehui kexue, 2016. 254 p. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

09.10.2021

Как цитировать

Бонч-Осмоловская, О. А. (2021). Конфуцианская экзегетика при Южных династиях (420–589): канон и комментарий между упадком и реставрацией. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 13(3), 351–367. https://doi.org/10.21638/spbu13.2021.304

Выпуск

Раздел

Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки